Когда она на сцене – все вокруг замирает.
Фото Александра Макарова (НГ-фото)
Ее именем то и дело норовят что-нибудь назвать. И ладно, если б только малую планету или международный балетный конкурс. А то ведь и невесть кем открытую школу, и колесящую по городам и весям «левую» труппу или, того лучше, якобы чудодейственный крем.
Объявляются и «незаконнорожденные дети». Не случайно те, кого примадонна вовсе не упомянула в книге «Я, Майя Плисецкая┘», обиделись куда больше, чем те, кого автор представила «без прикрас, без дипломатии и ретуши». Всякому ясно: будь он хоть раз, случайно упомянут рядом с ее именем, какое-никакое, пусть ничтожное, пусть скандальное, но местечко в истории для себя застолбит.
Майя родилась в Москве, с семи лет жила на Шпицбергене, где отец возглавлял «Арктикуголь», а позже был генеральным консулом СССР. В 1938-м Михаила Плисецкого расстреляли, а мать, актрису немого кино красавицу Рахиль Мессерер, сослали в Казахстан. От детского дома девочку спасла тетя – знаменитая балерина Суламифь Мессерер. В 1943 году выпускницу Московского хореографического училища зачислили в кордебалет Большого театра. Здесь тогда преподавала великая Агриппина Ваганова. Она окрестила талантливую и своевольную ученицу Рыжей вороной. Уже в первый свой театральный сезон молодая балерина танцевала в «Лебедином озере» (в шестерке, в тройке лебедей, в па-де-труа). А в 1947-м в ее репертуаре появилась Одетта-Одиллия. Рыжая ворона превратилась в Королеву лебедей. С лебединым племенем, уверяет, чувствует «тайную связь». Недаром эмблемой ее творчества стал легендарный фокинский «Умирающий лебедь». Первого «Умирающего лебедя» она станцевала в 1942 году в эвакуации в Свердловске. Последнего – в 1996-м на Красной площади. А вскоре после этого на озере близ их с Родионом Щедриным литовского дома стал появляться белый лебедь с рыжей головой┘
Плисецкая из тех уникальных танцовщиц, кому не страшны старые кинопленки. А вот ее записи убийственны для тех, кто в фаворе сегодня. После «лебединых мистерий» были Раймонда и Китри, Зарема и Хозяйка Медной горы, Лауренсия и Жар-птица, Эгина, Фригия, Мехменэ Бану, Царь-девица, Вакханка┘ Она – до сих пор, быть может, единственная – ощутила глубинную трагичность прокофьевской «Золушки» (исполнив в премьерном спектакле 1945 года партию феи Осени). Одна лишь ее Кармен в пух и прах разбивает бредни о том, что в СССР не было секса. Никогда не видевшие Дункан, мы совершенно точно знаем, как она танцевала, – Майя Плисецкая рассказала нам в своей «Айседоре».
Балерина отдала Большому театру без малого полвека. Ее затирали (без объяснений вычеркивали из гастрольных списков), ее награждали (народная артистка, Герой Соцтруда), но прогнуть не могли. У ее ног уже был весь мир. Только Плисецкая может так естественно, не придав этому ровным счетом никакого значения, мимоходом упомянуть в интервью «всех этих королей, президентов, принцев»┘ Когда в родных стенах становилось душновато, на помощь приходили Альберто Алонсо, Серж Лифарь, Морис Бежар, Ролан Пети, Пьер Карден. В годы безраздельного господства Юрия Григоровича она ушла из Большого театра, но не раньше, чем сама как балетмейстер поставила здесь «Анну Каренину», «Чайку» и «Даму с собачкой».
Накануне нынешнего дня рождения Большой преподнесет примадонне скромный дар – в ее честь 19 ноября исполнят «Лебединое озеро». В декабре 1961-го Плисецкая танцевала в том самом «Лебедином», которое положило начало выступлениям труппы Большого театра в Кремлевском дворце съездов (ныне Государственный Кремлевский дворец). На этой сцене и состоится спектакль-поздравление. 6 декабря Божественную будут чествовать в Париже. А 14-го на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко руководимый Андрисом Лиепой фонд «Русские сезоны XXI века» устраивает еще один торжественный вечер, в рамках которого пройдут презентация нового издания книги «Я, Майя Плисецкая┘» и фотовыставка.