0
945
Газета Культура Интернет-версия

18.11.2010 00:00:00

Под звук клавиатуры

Тэги: театр, премьера


театр, премьера Единственное мгновение, когда герои счастливы.
Фото предоставлено пресс-службой театра

«Лючия ди Ламмермур» – новый спектакль Казанского театра оперы и балета – сразу после премьеры уехал на гастроли в Голландию. Кровавую историю шотландских Ромео и Джульетты режиссер Михаил Панджавидзе зажал в криминальные оковы большого бизнеса.

Действие, конечно, происходит в наши дни, Генрих Эштон не аристократ на грани разорения, а владелец семейного бизнеса – банка, терпящего, естественно, крах. Единственная надежда Генри на спасение семейного бизнеса – выгодно выдать замуж сестру Лючию. Этот долгосрочный кредит (или грамотная инвестиция) – и вместе с ними полная потеря всего человеческого во имя или в угоду материальному благополучию – и становится краеугольным камнем постановки. Потерявший со смертью Лючии и ее мужа все надежды на выживание банка Генрих убивает и Эдгара – нет, не в отместку за сестру, в отместку за семейное дело.

Генрих, в паре с начальником службы безопасности Норманном (в оригинале – начальник стражи замка), придумывает коварный и примитивный план: предъявляет Лючии состряпанные на скорую руку фото возлюбленного в обнимку с красотками, та (особой сообразительностью героиня не блещет) соглашается на замужество – не успевает она еще проронить слезу по поводу «предательства» Эдгара и своего будущего, как сподручные уже расставляют микрофоны для пресс-конференции: сделка заключена (вот вам и бракосочетание). А что возлюбленный? Узнав о смерти Лючии, Эдгар напивается в близлежащем баре, чтобы прийти к Эштонам побуянить. Ну и получает пулю, в спину, разумеется – ибо мужественные поступки остались в позапрошлом веке.

Пущего цинизма добавляет офисный планктон: кажется, воротнички оторвались от компьютеров, факсов и копиров, только чтобы «обмыть» сделку (как положено по корпоративному этикету) да когда пришла весть о сумасшествии Лючии. В своей постановке Панджавидзе даже замахнулся на святое: мало-помалу создается такое впечатление, что идеолог всей аферы не кто иной, как пастор, духовник Лючии. И его последняя фраза «Что ты наделал?» обращена к Эдгару, который своим выстрелом не оставил никаких шансов на спасение ситуации.

Подобная работа с первоисточником, как и средства, которыми пользуется Михаил Панджавидзе – огни большого города, оргтехника, байкеры, прокуренный бар, – сегодня мало кто назовет свежими. Но казанский театр считается одним из самых консервативных, и, возможно, Панджавидзе как раз выступает здесь как оптимальный антикризисный менеджер, способный с наименьшими потерями подготовить и театр, и публику к восприятию самых радикальных режиссерских решений.

С другой стороны, оперный театр в Казани – один из самых прогрессивных в России, если говорить о собственно музыкальной стороне. Директор театра Рауфаль Мухаметзянов постепенно перешел на систему, о которой уже давно мечтают в некоторых крупных театрах, – он практически избавился от постоянной труппы: главные партии здесь поют приглашенные артисты, что обеспечивает очень достойное, а иногда и просто высокое качество исполнения.

В первом составе, пожалуй, отличился тенор Чингиз Аюшев, солист Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко: все сложности партии Эдгара он преодолел с достоинством, да и актерское мастерство его не подвело – вкупе с лирикой он добавил своему герою нервозности и отчаянности.

Заглавную партию исполнила Ирина Гагитэ – когда-то она пела в Мариинском театре, но затем исчезла с российской оперной сцены, а вот сейчас появилась вновь. Когда-то она подавала надежды, говорят, даже большие, чем Нетребко, но они иссякли, очевидно, вместе с верхним регистром певицы – к сожалению, при несомненных достоинствах ее голоса, как только дело доходит до колоратур (которыми в том числе и славится опера Доницетти), Гагитэ переходит на крик. Критики, которые слушали второй состав, более ровной и удачной назвали работу Альбины Шагимуратовой, она пела Лючию во втором составе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
588
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
424
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
478
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
544

Другие новости