Всё хорошо, танцуют все!
Фото с официального сайта театра «Ленком»
«Аквитанская львица» – так называется премьера «Ленкома» по пьесе, более или менее искушенной театральной публике известной под названием «Лев зимой». Но спектакль Глеба Панфилова в центр сюжета выдвигает не героя, а героиню, которую сыграла супруга режиссера народная артистка СССР Инна Чурикова. Потому и смена названия выглядела естественно.
Три часа с антрактом – никаких заигрываний с модными театральными форматами. И это при том, что Глеб Панфилов в отличие от худрука театра «Ленком» Марка Захарова никаких обещаний – относительно антрактов – буфету не давал. Впрочем, не стоит торопиться со словами об отсутствии реверансов в сторону ново- или даже вполне уже старомодных театральных приемов. Вот Марк Захаров, например, недавно признался, что потерял вкус к обнажениям. На сцене. А «Аквитанская львица» начинается с постельной сцены. Французская принцесса (Алла Юганова), молодая возлюбленная Генриха II Плантагенета, короля Англии (Дмитрий Певцов), выбравшись из объятий любимого, оказывается в изящном телесного цвета трико, зато актер убегает в тылы сцены и обливается там водою в чем мать родила. Красавец, конечно, но как-то... бессмысленно. На главную мысль не работает, а тогда, как говорится, – зачем?
Кстати, Певцов вполне способен переубедить тех, кто до последнего времени относился к актеру с симпатией, но без больших ожиданий. Танцует, поет... Это все и в новом спектакле тоже есть. Но и в первой, и особенно во второй части, где, обсыпав шевелюру мукой или чем другим, актер изображает пришедшие годы, зрелость и мудрость, – в игре Певцова появляются тот объем и драматизм, которых прежние его роли были лишены. За что, конечно, стоит сказать отдельное спасибо постановщику, который, можно было предположить, все силы отдаст работе с любимой актрисой. Что до нее, Чурикова прекрасна, как всегда. В роли Алиеноры Аквитанской она смотрится повзрослевшей, но не потерявшей задора Жанной д`Арк. Имея в виду, что и Жанна – героиня, связанная с историей в равной мере, как и с легендами и мифами, стоит добавить, что в новой роли актрисы еще больше сказочных черт. В принципе новый спектакль вполне можно рекомендовать детям школьного возраста, поскольку сюжет пьесы Голдмена – вполне сказочный. Только в сказках обычно у отца бывает три сына, а тут три сына – у матери. В остальном в ходе решительных сокращений пьеса приобрела вполне законченный сказочный характер: есть тюрьма, в которой мается в заточении героиня, есть три сына, есть сказочное спасение из крепости-тюрьмы. Есть мечи и кольчуги... И танцы – в конце.
Впрочем, у спектакля имеется неожиданное, для «Ленкома» во многом традиционное достоинство. Это ансамбль солистов PATAPAN, в котором среди прочих на сцену выходит и играет на самых разных музыкальных инструментах солист Московской филармонии Владимир Лазерсон. Он играет на лютне, на какой-то старинной аутентичной дудке, и все эти взрослые и молодые музыканты превращают спектакль в событие не только театральное, но и с музыкальное. Событие, не уступающее по своему значению какому-нибудь хорошему концерту в камерном зале Московской филармонии.