0
2698
Газета Культура Интернет-версия

11.11.2010 00:00:00

На десять девчонок трое ребят

Тэги: балет, мужчины


балет, мужчины Мастер мужского танца Филин (справа) рассуждает о современном состоянии балета.
Фото ИТАР-ТАСС

В Грузии прошли пятидневные торжества, посвященные 100-летию великого грузинского танцовщика Вахтанга Чабукиани. Юбилей «чародея танца» ознаменовался балетными вечерами: первый был посвящен легендарной «Лауренсии» Крейна, второй – «Дон-Кихоту» Минкуса, третий собрал в гала-концерте балетных звезд со всего мира.

Были среди них и артисты Московского музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко Наталья Сомова и Семен Чудин, они танцевали адажио из балета «Маленькая смерть» на музыку Моцарта в хореографии Иржи Киллиана. На юбилейные торжества приехал прославленный танцовщик, художественный руководитель балетной труппы этого театра Сергей ФИЛИН, с которым беседовала журналист Инна БЕРЗИРГАНОВА.

– Сергей, в чем особенность искусства Вахтанга Чабукиани?

– Это удивительное явление в балетном мире. Именно Чабукиани был родоначальником многих мужских трюков, вращений и танцевальных комбинаций. Мой педагог Николай Борисович Фадеечев, с которым я работал последние пятнадцать лет в Большом театре, на вопрос о том, кто из яркой плеяды великих танцовщиков пользовался наибольшим успехом у зрителя, кого принимали особенно восторженно, отвечал однозначно: «Вахтанг Чабукиани». Еще до выхода артиста на сцену зрители уже предвкушали его появление, и когда он только появлялся, зал начинал не просто аплодировать, он взрывался аплодисментами. Так его любили зрители! И это говорит о том, что он был явлением действительно уникальным. Большинство артистов мучаются, потому что до сих пор не всем удается подойти к таким трюкам, выполнить эти сложнейшие прыжки, воздушные падебаски, искрометные шене, набор невероятных вращений андеор, андедан, различные переходы – и все это с такими эмоциями! Именно Чабукиани высоко поднял планку мужского танца.

– Сергей, каково, на ваш взгляд, состояние мужского классического танца сегодня?

– Я бы начал с того, что у нас вообще мужчин наблюдается все меньше и меньше. Мужчины пропадают как вид, а в балете – тем более, в балетном мире мужчина вырождается. Что можно сказать о мужском танце, если в большинстве хореографических училищ и школ мира на 10 девочек приходится 2–3 мальчика? А к тому времени, когда уже надо выйти в мир искусства, в театр и занимать какие-то позиции, из трех остается один, а то и ни одного юноши. Если сегодня попадаются талантливые мужчины, то они подобны бриллиантам; такие артисты, безусловно, есть во многих театрах мира – не скажу, что во всех. Тот же Чабукиани является неким критерием, стандартом для настоящего мужчины и настоящего мужского танца.

– Но ведь в советское время было совсем не так┘

– Да. Понимаете, сегодня мужской танец развивается и имеет большое количество направлений. А раньше их было два – классический и характерный танец. Чем отличался советский балет? Было огромное количество талантов. Проводился жесточайший конкурс, и отобранные дети были гениальными еще до того, как с ними начинали работать. А когда они оканчивали училище, то действительно становились звездами и попадали в Большой и Мариинку. Безусловно, это было немного узконаправленно, балет был очень сильный, но один! А на сегодняшний день возникло колоссальное количество ответвлений, направлений, течений – модерн, неоклассика, стрип-данс. Существует колоссальное количество хореографов, работающих в разной стилистике. Сегодня язык хореографии настолько разнообразен, что в нашем представлении мужской танец может быть выражен не в трюках и искрометных вращениях, а в пластике. Она может быть партерной, более спокойной, но сегодня это явление тоже называют классическим танцем. Возьмем, к примеру, хореографию Джона Нормайера. Не скажу, что у него какие-то уникальные технические достижения, что он делает спектакли за счет трюков, усиления мужского танца, но его философия, пластика, индивидуальный язык самовыражения завоевывают внимание зрителя. Джон Нормайер сегодня – мэтр в хореографии, и его танцовщики пользуются колоссальным успехом во всем мире, хотя не танцуют большие классические балеты. Я бы сказал, что круг сильных танцовщиков очень сузился, и настоящих больших артистов сегодня можно перечислить по пальцам. Если раньше в Большом, Мариинке, Парижской опере, Ковент-Гардене было немало танцовщиков, которые имели фактуру, прекрасно владели техникой, обладали яркой индивидуальностью, интеллектом, то сегодня этот круг сужается. А если появляются звезды, то они нарасхват, их приглашают во все театры, их буквально разрывают на части. В результате они попадают в режим чеса, начинают работать┘ везде. Это, конечно, приносит доход, но не развивает. Так, как может развивать один, два театра, в которых ты работаешь и отдаешь себя полностью.

– Что-то в системе балетного обучения изменилось?

– Тут есть большая проблема – с преподаванием и педагогами. На мой взгляд, сегодня нет мэтров, которые захватывали бы тебя целиком и учили бы не только танцу, но и жизни. Прежние педагоги отдавали ученикам все, воспитывали, создавали, лепили настоящих профессионалов, которые могли работать долго, красиво, дарить людям праздник. Многие из той плеяды ушли из жизни┘ Молодежь преподавать не хочет, потому что это тяжкий труд, который плохо оплачивается. В наше сумасшедшее время не у всех есть право и возможность просто так отдавать себя людям, ведь у многих есть семьи, дети, родители, их нужно содержать. Прожить на зарплату педагога сегодня невозможно. Это значит, существуют вторая, третья┘ шестая работа. А педагогика – нечто вторичное. Поэтому халтура, отсутствие самоотдачи. Вот такой замкнутый круг! И родители понимают: они отдадут мальчика в балет, он вырастает и┘ не сможет обеспечивать не только семью, но и самого себя. Если мальчик не стал звездой, то обречен на нищету. А станет ли мальчик звездой, никто не может знать заранее.

– А интерес к балету падает или, наоборот, растет?

– Я бы сказал, что сегодня интерес к балету очень высок – как со стороны артистов, так и со стороны аудитории. Люди устали от мусора на телевидении, от одних и тех же медийных лиц. Хотят натурального, честного, естественного, хотят высокого искусства. А что может быть более эксклюзивно, привлекательно, естественно, чем балет? Будучи худруком балетной труппы музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, я работаю с артистами, которые без устали репетируют, выступают с огромной отдачей, любовью. Главное – дать им работу, заинтересовать так, чтобы их невозможно было вытащить из балетного зала. И они готовы трудиться, трудиться по 7–8 часов в день, не задавая вопросов, поэтому растут, развиваются.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1789
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1514
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1329
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
964

Другие новости