0
1436
Газета Культура Интернет-версия

08.11.2010 00:00:00

Эло, мы ищем таланты...

Тэги: театр, балет, премьера


В московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко россиянам открыли новое имя – Йорма Эло. Премьера его балета прошла здесь в минувшие выходные.

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко упорно гнет свою линию, прочно занимая первые позиции в рядах балетных ньюсмейкеров. Давно стало очевидным, что для устойчивого успеха помимо художественного уровня любому творческому коллективу необходим талантливый менеджмент. Глаз как у орла – чтобы углядеть незанятую нишу. Нюх как у собаки – чтобы учуять нарождающийся тренд. Железная рука, чтобы вести корабль избранным курсом, и известная гибкость, чтобы не перегнуть. Наша публика консервативна. Даже собрав полный зал на ту или иную экспериментальную премьеру, кассу российские театры по-прежнему делают на «Щелкунчиках» и «Лебединых». Нужна смелость, чтобы связывать долгосрочные планы с новыми именами. Руководство Музыкального театра оказалось не только смелым, но и мудрым. Трезво оценив потенциал труппы, с одной стороны, и публики – с другой, здесь избрали компромиссный вариант. Зрителя не огорошивают ультрамодерновыми опусами хореорадикалов. «Мягко, но твердо» его убеждают в том, что и сочиненное кем-то после Петипа, Фокина или Бурмейстера может быть красиво и гармонично.

Включать в свой репертуар балеты самых востребованных хореографов для театра становится привычкой. Сначала это были шедевры современных классиков – Начо Дуато и Иржи Килиана. Сезон 1910/11 года открывает совсем новое для российской публики, но хорошо известное в мире имя.

Йорма Эло родился в Финляндии и вроде даже хотел быть хоккеистом. Но ледовым тренировкам парень почему-то предпочел уроки у станка в Финской национальной балетной школе и в Вагановском училище в Ленинграде. Танцевал в Финском национальном балете, шведском «Кульберг-балете». В 1990 году стал солистом Нидерландского театра танца. Участвовал в спектаклях тогдашнего главы NDT Иржи Килиана, а также Ханса ван Манена, Матса Эка, Уильяма Форсайта; они повлияли на его решение стать хореографом. Как постановщик Эло сотрудничал с Базельским балетом, Норвежским и Финским национальными балетами, NDT, Датским Королевским балетом, Американским балетным театром, Балетом Сан-Франциско и другими ведущими труппами. Сейчас он – резидент-хореограф Бостонского балета.

Для своего российского дебюта маэстро выбрал одноактовку «Затачивая до остроты» («Slice to sharp») на музыку Генриха фон Бибера и Антонио Вивальди, созданную им в 2006 году для New York City Ballet. Первостепенное значение Эло придает музыке. Исполнителей выбирает не просто техничных, а способных услышать и передать музыку в танце. В московской труппе ему приглянулись Кристина Кретова, Валерия Муханова, Наталья Сомова, Анастасия Першенкова, Сергей Кузьмин, Сергей Мануйлов, Георги Смилевски и Семен Чудин. Как ни превозносит Йорма Эло русских артистов, участникам спектакля приходится несладко. С энтузиазмом взявшись за работу, они многого добились. По-новому чувствуют тела, и им это нравится. Но совершенной легкости все же еще недостает. Тоньше остальных почувствовал и точнее всех выразил заложенное хореографом Семен Чудин. Для него балет Эло может стать новой ступенькой в творчестве. Классическая школа, в современной хореографии зачастую сковывающая исполнителя, возможности Чудина не ограничила, а огранила, придав блеск тонкому рисунку.

Соединяя современное мышление и классическую выучку, хореограф остер, динамичен, чувствует отдельную позу и общую композицию. Принимая накопленное человечеством, не становится его рабом. Танцовщиц подбирает хорошо сложенных. Не делает из балерины босоножку. Наоборот, до остроты затачивает выразительные возможности пуантов. В его соло, дуэтах, в его гармоничных ансамблях виден талантливый последователь Килиана и Форсайта, но и продолжатель более давней традиции, идущей не только от Баланчина, но и, иногда кажется, от Льва Иванова. Так что метод и стиль Йормы Эло для российского восприятия оптимальны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1713
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1911
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1364
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
991

Другие новости