0
827
Газета Культура Интернет-версия

21.10.2010 00:00:00

Любовь и/или жизнь

Тэги: театр, премьера


В Центре драматургии и режиссуры Алексея Казанцева и Михаила Рощина сыграли премьеру спектакля «Русалка». Режиссер – Вероника Родионова – знакома зрителям по постановкам на той же площадке «Учиться, учиться, учиться» и «С любимыми не расставайтесь».

«Русалка» основана на одноименной и неоконченной драме Пушкина. Такая ситуация, казалось бы, дает режиссеру широкие возможности – прежде всего по-своему задать угол зрения, расставить акценты. Однако в случае с интерпретацией пушкинского текста фантазии режиссера оказались... шире Пушкина. Главной для режиссера стала тема родового проклятия (так заявлено в анонсе). Дочь мельника (Виктория Садовская-Чилап), полюбившая молодого князя (Михаил Фатеев), не вынесла его предательства. Не вынесла – и утопилась, стала русалкой, лишив жизни не только себя, но и нерожденного ребенка.

Начало и конец спектакля повторяют друг друга, подчеркивая этот замкнутый круг, выбраться из которого герои не в состоянии. Этим, пожалуй, и ограничивается «главная тема». «Жизнь дается не для того, чтобы ее прерывать. Даже если нет сил и желания жить, надо знать и помнить, что жизнь – это дар свыше... Ничего не может быть прекраснее и ценнее жизни, даже любовь», – говорит режиссер. Действительно, все творчество Пушкина проникнуто жизнеутверждающими мотивами. Но любовь у Пушкина, всегда так считалось, сродни самой жизни: поэт не только не разделял эти категории, они для него – одно. Таким образом, воспользовавшись пушкинским текстом, режиссер наделил его совершенно новым смыслом, с которым сам поэт никогда бы не согласился. Но легкий текст Пушкина берет верх, и тема родового проклятия в спектакле не так отчетлива, как хотелось режиссеру. Ну не получится языком Пушкина рассказать о том, что жизнь больше любви. Это несоответствие отразилось в спектакле. Излишняя «движуха» на сцене воспринимается как не слишком ловкая попытка восполнить прорехи в содержании. А актерская игра на грани истерики – как желание удержать внимание публики, держа ее в постоянном напряжении. В итоге происходящее на сцене больше похоже не на организованный властной режиссерской рукой новый порядок, а на нечто прямо противоположное: актеры бросались монетами и крупой, обливали себя водой – сидя в первом ряду, зрители, конечно, не могли отделаться от ощущения, что вот-вот одна из босоногих русалок поскользнется и упадет. Впрочем, были и какие-то удачные мгновения. Когда героиня узнает о женитьбе князя, зритель видит его невесту с застывшей на лице улыбкой. Во все время она не произносит ни слова, и выражение ее лица не меняется. Эта картинка, встречающая два настроения, два пространства – невесту в гротескной фате, символизирующей счастье замужества, и бедную девушку, для которой женитьба князя становится непоправимой трагедией, позволяют публике пережить настоящее напряжение. Никак специально, нарочно не взвинченное.

Судя по всему, не только экономия, понятная для экспериментальной площадки, но и определенный замысел заставили режиссера ограничиться узким кругом актеров. Так, свата играет тот же актер, что и мельника (Дмитрий Мухамадеев). Он ложится, девушки из хора снимают ему сапоги и одевают шутовской колпак. Переодевание происходит на глазах у зрителей. Эту сцену можно трактовать еще и как духовную смерть мельника, который после гибели дочери сходит с ума.

Однозначно порадовал сопровождавший все действие хор девушек-русалок, что позволяет говорить о преемственности в работе ЦДР’а, где, кто помнит, делал свои первые шаги в жанре саундрамы Владимир Панков.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Стране потребовались ориентиры сразу на 12 лет

Анастасия Башкатова

Проваленная ранее Концепция долгосрочного развития вновь приобрела актуальность

0
1359
Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Транзит власти в КПРФ начинается с трансфера преемников

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Первого зампреда ЦК Афонина не было на юбилейном приеме в посольстве КНР

0
1279
В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

В России так и не заработала альтернативная пенсионная система

Ольга Соловьева

Население не видит смысла в самостоятельных долгосрочных накоплениях

0
1501
Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Правительство назвало три главных приоритета бюджетных расходов

Михаил Сергеев

Обсуждения базового финансового документа пройдут с прямой трансляцией в интернете

0
1296

Другие новости