0
1338
Газета Культура Интернет-версия

18.10.2010 00:00:00

Темур Чхеидзе вернулся в Тбилиси

Тэги: петербург, бдт, премьера


петербург, бдт, премьера Спектакли Темура Чхеидзе идут с аншлагами.
Фото РИА Новости

В октябре в театре имени К.Марджанишвили состоялась премьера. Художественный руководитель БДТ имени Г.Товстоногова, народный артист Грузии и России Темур ЧХЕИДЗЕ выпустил спектакль по пьесе ирландского драматурга Брайана Фрила «Молли Суини» – история слепой женщины, прозревшей в сорок лет после операционного вмешательства, но так и не сумевшей принять новый мир. Накануне премьеры режиссер ответил на вопросы корреспондента «НГ» Ирины БЕЗИРГАНОВОЙ.

– Что вы чувствуете, вернувшись в театр имени Марджанишвили после столь долгого перерыва?

– Марджановский театр как был, так и остался моим домом. Не считая БДТ, я все последние годы ставил только в марджановском театре – исключением стал спектакль «Далекое-далекое море», который я сделал в Сухумском драматическом театре имени К.Гамсахурдиа. Что касается БДТ, то мое сотрудничество с этим театром длится уже 20 лет. Первый свой спектакль я поставил на сцене Большого драматического театра в 1990 году. А параллельно работал в марджановском.

– Что было самым трудным в адаптации в БДТ?

– В БДТ произошла до сих пор странная для меня вещь. Говорю как на духу, абсолютно искренне. Как это случилось, я не знаю. Когда в 1990 году я начал репетировать свой первый спектакль, буквально через неделю у меня возникло ощущение, что я в этом театре уже очень давно. Это произошло сразу, иначе, уверяю вас, я так и остался бы в БДТ гостем – поставил один спектакль, и все. А у меня было полное ощущение, будто с этими актерами я работал всю жизнь! Хотя у них все-таки немного другая школа┘ Может быть, это объясняется тем, что в моей жизни был Михаил Иванович Туманишвили, а он – ученик Товстоногова? Значит, в моем воспитании было заложено нечто такое, благодаря чему я там себя чужаком не почувствовал. Не знаю, как долго мои отношения с БДТ будут продолжаться. Бесконечного ничего в жизни не бывает. По какой причине человек должен хотеть быть руководителем? Чтобы добиваться того, к чему стремится. Такой необходимости в моей жизни не было. Возможно, я избалован судьбой, но мне очень повезло – рядом со мной были люди, которые позволяли мне делать то, что я хочу. Поэтому, если у меня в жизни что-то не получилось, виноват только я сам.

– А что-то не получилось?

– Конечно. Далеко не каждый мой спектакль – такой, каким я хотел бы его видеть. На пальцах одной руки можно посчитать спектакли, которые я считаю вполне удавшимися. Но это не значит, что те спектакли, которые меньше получились, не мои. Как раз мои!

– Говорят, что ухо современного зрителя устроено таким образом, что он не воспринимает длинные тексты, монологи.

– К чему приучишь. С читателем, повторяю, то же самое. Длинный, подробный рассказ одолеет не всякий. Случается и у меня такое настроение, что я только детективы читаю. А бывает и по-другому: ненавижу детектив, ищу что-то другое, посерьезнее. Театр, как и литература, должен быть разным. Каждый должен находить в нем свою пищу... Мне вполне может понравиться спектакль, поставленный в совершенно другой стилистике. Вот в прошлом году увидел в Александринском театре спектакль «Иваны» по произведениям Гоголя – его поставил Андрей Могучий. Я сам так не хочу. Но боже мой, как это было интересно! Я был в таком восторге! Хотя ничего общего с тем, к чему я стремлюсь, там не было!

– К чему же вы стремитесь?

– Я ставлю скромные психологические спектакли. Стремлюсь минимумом выразить максимальное. Вот этот минимум должен сработать.

Новый мой спектакль на сцене театра имени Марджанишвили поставлен по пьесе ирландца Брайана Фрила «Молли Суини». В тексте сплошные монологи. Я не утрирую – нет ни одного диалога! Но мы не ищем скучный рассказ, а вовлекаем артистов в размышление о том, почему эти люди так много говорят. Если не найдешь верную интонацию – что они ищут, зачем им необходимо делиться со зрителем своими ощущениями, мыслями, сюжетами, к чему они стремятся, то┘ гиблое дело. Тогда и будет абсолютная скука. Но когда человек на площадке ищет, осознает: «Вот-вот-вот┘ где я допустил ошибку. Может быть, этого не стоило делать?»┘ если он, мучаясь, хочет найти собственную вину – не чужую, чужую всегда очень легко и даже приятно находить! – тогда спектакль можно считать удавшимся. Ведь самое трудное в жизни – найти собственную ошибку и беспощадно об этом себе сказать. О, это удивительно увлекательный процесс! Что из этого получилось – одному богу известно. Порой кажется, что и ему неизвестно. А мне любопытен сам процесс. И я не думаю о том, понравится зрителю или нет. Я сам должен понять, к чему мы пришли.

– Чем вас привлек материал?

– Именно этим – глубинным анализом человеческого состояния, поиском собственной ошибки. Хотя на поверхности никакой ошибки вроде нет. Наоборот – все прекрасно. Но если честно «оголиться», ничего себе не прощая, то можно откопать очень интересные вещи.

– Если вспомнить слова Немировича-Данченко, режиссер должен умереть в актере?

– Нет, почему же умереть? Я считаю, что режиссер должен жить в актере. А как же? Мои инструменты – актеры, если это их не оскорбит. Мне нравится, когда на сцене возникает ощущение, что это придумал и сделал сам актер┘ А что, собственно, сделал режиссер? Ничего. Но всю эту внутреннюю партитуру выстраивать мне очень нравится!

– В своем творчестве вы часто обращались к Шиллеру. Но он ведь сугубо романтический автор! А мы живем в такое неромантическое время, и публика совсем неромантическая┘

– А тогда почему спектакль «Коварство и любовь» шел в БДТ целых пятнадцать лет с аншлагами? Я с трудом добился снятия этой постановки с репертуара, несмотря на несогласие дирекции – аншлаги, по какой логике снимать? А по той логике, что всему свое время. Сейчас у нас идут «Мария Стюарт», «Дон Карлос»┘ Да, я согласен, мы живем в категорически неромантическое время. И все-таки я убежден, что внутри нас, хотя нам часто стыдно в этом признаться, живут очень активное желание и потребность в романтизме. Кто не мечтает о настоящей любви? Есть такой человек, как бы внешне он себя не проявлял? Потребность в любви – это и есть романтизм. Во всяком случае, одно из свойств романтизма. В моих «шиллеровских» спектаклях артисты существуют не так, как актеры XVIII века. Романтическая стилистика устарела, но не потребность в романтизме. Вот это надо разделять. Что касается стилистики, то, надеюсь, и я ставлю сегодня не так, как двадцать лет тому назад. И все-таки человек по сути своей не меняется. Он приобретает какой-то опыт, совершенствует свой интеллект, но натура человеческая особенных изменений с годами не претерпевает.

Самое любопытное – на репетициях «Молли Суини» я добивался от актеров такой манеры исполнения, чтобы не было очень заметно, что они хорошие артисты. Не то что они должны играть, как какие-то бродяги. Просто не должны ничего приукрашивать. Необходимо создать у зрителей ощущение, будто бы собрались интеллигентные люди, но не совсем профессиональные артисты. Манера этого рассказа – как может наш друг, наш знакомый рассказать какую-то историю. Чтобы это был такой поток слов, в котором ничего не было бы особо выделено. Хотя есть моменты, когда иногда тишина выделяется. Вот художник Георгий Алекси-Месхишвили все допытывался: «Какая у тебя музыка в спектакле?.. Моцарт, Шопен?» А я не могу объяснить, потому что... не могу! Но музыка и есть, и нет ее. Ни одной громкой, выделенной музыкальной фразы. Необходимо создать впечатление, что кто-то там, за дверью, играет. Уходя со спектакля, зритель должен сказать: «Подожди, подожди! Там, кажется, была музыка┘» Но не в каждом спектакле так. Иногда совсем наоборот. В «Борисе Годунове», например┘ Словом, режиссер все подчиняет определенной творческой цели.

– Вы размышляете, копаетесь в себе, своей душе, как типичный интеллигент, а это понятие сегодня стало чуть ли не ругательным!

– Пускай. Пускай «интеллигент» будет самым ругательным словом!..

– Российско-грузинский политический фон сегодня, мягко говоря, неблагоприятный. Это вам не мешает в работе?

– Психологическому самочувствию все время мешает. Но не потому, что я там, в Петербурге, работаю. Здесь еще больше мешает то, что произошло. Чисто психологически. Как с этим можно свыкнуться? В самом театре я этого не ощущаю. На мое счастье. Театр ведь ни в чем не виноват! Если бы я хоть на йоту чувствовал себя неуютно в БДТ, то сразу уехал бы. В 2008 году я много думал, ехать в Питер или нет, и даже опоздал с возвращением туда. А потом осознал, что театр не виноват. Вот тот конкретный театр, который все делал для того, чтобы я там чувствовал себя комфортно. И потом, если бы я не приехал, в БДТ возникла бы сложная ситуация – представляете, вдруг оказаться без руководителя?! Не знаю, прав я или нет. У меня нет уверенности в своей правоте на 100 процентов. Но я рассудил так. Пусть каждый человек решает за себя. В конце концов один раз живем.

– Театр выше политической мельтешни?

– Для меня выше. Хотя это не мельтешня, когда мы теряем территории. Просто я это не комментирую. Очень трудно с этим смириться, очень! А что будет завтра, посмотрим. Люди, работающие в БДТ, включая поколение, которое я привел в театр, – человек 15, – замечательные. И у меня нет оснований от них убегать. Я уже в ответе за них, я не могу иначе! Тем более что в театре ни на йоту не ощущается какого-либо негатива. Совсем наоборот.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
924
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1250
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
961
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
795

Другие новости