Во вторник в комитете по культуре Госдумы обсуждали проект бюджета на 2011–2013 годы, вопросы, касающиеся культуры. Вроде бы надо радоваться: против предполагавшегося сокращения культуре выделяют в следующем году больше денег. В этом – 74,5 млрд. руб., в проекте бюджета следующего года – 82 млрд. с копейками, а вернее – с миллионами.
Но радость эта даже не со слезами на глазах, в голове не укладывается, как вообще такое возможно: при увеличении расходов на 7,5 млрд., можно сказать, главные статьи урезаются, и значительно. Расходы на проведение капитального ремонта музеев, театров, библиотек уменьшаются по сравнению с нынешним кризисным годом на 62%. На 40% сокращены расходы на реставрацию памятников. В два раза – на покупку музыкальных инструментов. Первый раз за последние два года увеличивается сумма, которую выделяют учреждениям культуры на оплату коммунальных платежей. Но со следующего года все бюджетные учреждения переходят на рыночные тарифы. И что же? Господдержку повышают на 6%, а на сколько вырастут тарифы – не знает пока никто. В начале нынешнего года, кто помнит, тарифы на ЖКХ выросли по некоторым позициям почти на 30%.
Летний сад, Ораниенбаум, Мариинский театр и Большой – вот почти полный список тех, кому в следующем году денег выделят больше, чем в этом. Да и то, например, убедить, что Большому театру следует добавить, оказалось непросто. Логика тех, кто собирался не добавить, а, наоборот, убавить, была железной: стройка заканчивается, значит, можно дать поменьше, чем было. На самом же деле совершенно ясно, что все наоборот. Открытие основной сцены означает для театра, что надо заново набирать обслуживающий персонал, это почти в два раза больше спектаклей, то есть сейчас у Большого только Новая сцена, которая меньше основной, а будет две, а значит, и денег необходимо больше, а не меньше. В итоге бюджет Большого театра удалось увеличить – в проекте – на 1 млрд. руб. Что, кстати, дало повод ректору ВГИКа Владимиру Малышеву пошутить – мол, ладно, не надо нас финансировать, как Большой театр, но хотя бы – как Эрмитаж. Тем не менее как раз директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский жестче других оценил представленный проект, назвав его глубоко кризисным бюджетом.
Председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев обратил внимание всех на строчку, касающуюся поддержки села: в 2011 году предполагается выделить 100 млн. руб. Зачем? Это же имитация поддержки культуры села. Скажем, в небольшом по московским меркам городе Вышнем Волочке, где каждый вечер в театре – полный зал (то есть потребители культуры еще имеются), сегодня нет ни одного кинотеатра и ни одного действующего дворца культуры. На родине Екатерины Фурцевой надеются где-то раздобыть как раз 100 млн., необходимых для того, чтобы отремонтировать и открыть один дворец культуры. Но ведь бюджет рассчитывает 100 млн. поделить на всю сельскую местность России.
Помня знаменитую фразу Ломоносова, кратко изложившего закон сохранения энергии: если в одном месте убудет, так в другом присовокупится, – интереснее всего – где же, по каким статьям предполагается значительно увеличить расходы. Толком на этот вопрос ответа так и не дали, но вообще большие деньги впервые выделяются на оцифровку библиотечных фондов, на интернетизацию, то есть в основном на так называемые инновационные статьи.
Закрывая дискуссию, председатель комитета по культуре Госдумы Григорий Ивлиев пообещал в течение часа-полутора оформить все предложения, чтобы ни в коем случае не опоздать к урочному часу в Минфин. А что, что поправлять, если в итоге заседания комитет по культуре принял проект, пообещав вернуться к обсуждению уже перед вторым чтением? Едва ли не самая существенная поправка прозвучала из уст Елены Драпеко, которая буквально потребовала не забыть включить в бюджет празднование старейшей в России Петербургской консерватории, которой в следующем году исполнится 150 лет.
Инновации – кто же спорит (кому в голову придет спорить?!) – дело наиважнейшее. Но вот вопрос: можно ли всерьез переходить к вопросам инноваций в культуре, «бросив» заниматься сохранением культурного наследия. Тратить деньги на оцифровку картин и прочих музейных предметов и книг, если не заниматься одновременно крышами, которые защищают музейные экспонаты от текущих неприятностей. Нужны ли нам будут виртуальные экскурсии по музеям, которые будут в это самое время терпеть бедствия от разрушения, поскольку на ремонт им денег не дадут? Вопросы все вроде бы риторические, но в контексте бюджета на 2011 год приобретающие вполне реальный смысл.