Месяц - с 9 сентября по 10 октября - в Екатеринбурге проходили события Первой Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Название проекта («Ударники мобильных образов») отсылает к эпохе пятилеток – ударный труд, курс на индустриализацию. Казалось бы, несовместимые вещи: искусство и производство, творческий и механический труд. Однако, по мнению кураторов биеннале, их можно связать между собой да так, что вместе они смогут «поднять» регион, как в 30-е годы это сделала промышленность.
Большинство проектов биеннале проходят на территориях крупных уральских предприятий – западная традиция превращать пустующие цехи в культурные центры приживается и в России (московские галереи «Винзавод» и «Artplay на Яузе» тому подтверждение). Уральский же проект отличает то, что выставки проходят также на действующих заводах – таким образом, в него оказываются вовлечены и их сотрудники.
Основной проект занимает огромную площадь бывшей типографии «Уральский рабочий». Здесь разместилась большая часть произведений – в основном фото-, аудио- и видеоинсталляции, отражающие реалии современной жизни. Что характерно для contemporary art, на выставке много выпадов в сторону капитализма со всеми его «прелестями». В частности, инсталляция Линь Илиня «Результат множества вещей» – кирпичная стена, с торчащими из нее денежными купюрами и пробоиной в виде человеческого силуэта. Или ролик Ольги Чернышевой «Репетиции», в котором работники крупных фирм («Крошка-картошка», «Техносила», «Паркет-холл») поют корпоративные гимны: на записи воспевание «союза картошки и труда» и других навязанных идеалов выглядит неловко, смешно и почти унизительно. Здесь же и размышления о современном искусстве: видеоперфоманс Джимми Дурама «Разгром», в котором художник-бюрократ за деньги уничтожает принесенные посетителями предметы – сегодня творческий процесс чаще сводится к разрушению, а не созиданию, считает автор. Из-за большого количества произведений и множества затрагиваемых тем временами появляется ощущение «расфокусированности»: стараясь успеть поразмыслить над каждым, постепенно теряешься – на все попросту не хватает внимания. Искусство здесь представлено действительно в промышленных масштабах.
На действующем заводе «Уралмаш» искусство и производство, пожалуй, связаны между собой наиболее тесно. Экскурсия начинается с прогулки по цеху, в котором шкафчики для инструментов раскрашены копиями картин русских пейзажистов. Стоит отметить, что Геннадий Власов, заводской художник-оформитель, провел эту работу не для биеннале, идея «проросла» самостоятельно, внутри предприятия, но отлично вписалась в проект. Одна из наиболее ярких работ на этой площадке – инсталляция Глеба Ершова и Станислава Савицкого «Освобождение труда», посвященная эпохе 90-х: в основу легли истории людей, переживших перестройку, их автобиографические рассказы и личная оценка того времени, сопровожденные фотографиями.
Татьяна Ахметгалиева представила свою инсталляцию «Клото» на Свердловском камвольном комбинате: вышитые на прозрачной ткани портреты прядильщиц, соединенные между собой шерстяными нитями. Что касается спецпроекта на Верх-Исетском заводе (также работающее предприятие), то здесь больше впечатляет скорее атмосфера производственного городка, чем представленные произведения. В большинстве своем это светоинсталляции, которые выглядят эффектно лишь ночью – например, «Молния» Екатерины Пугач и «Тетрис» Алексея Демина, располагающиеся на башнях завода.
Первая биеннале – пожалуй, и первая попытка представить искусство именно как индустрию. Если творчество и производство действительно смогут ужиться друг с другом, биеннале станет для Екатеринбурга традиционной.