Европейский театр все активнее перемещается в область смежных дисциплин – иначе, видимо, современную жизнь с ее тусклыми героями и сомнительным языком не понять. Два проекта, появившихся в соседних Эстонии и Финляндии, смело можно назвать опытами новой социальной терапии.
Финский «Performance Economy» написан и поставлен в урбанистическом пригороде Хельсинки, маленьком Эспэ. Режиссер, он же драматург – довольно известный в Финляндии драматург Юха Йокела, автор нашумевших «Фундаменталистов», в которых препарировались финские религиозные и националистические страхи. Игра слов в названии означает специально разработанные технологии, с помощью которых в бизнесе учат продавать себя как можно лучше и эффективней. Смысл «Performance Economy» в том, что бизнес, как и политика, по сути, является театром.
Спектакль, который в мало чем примечательный Эспэ ездит смотреть вся страна, начинается с семинара, где главный герой – бритый наголо мужчина лет сорока в отличном костюме и белоснежной рубашке – учит средний и малый бизнес подавать себя так, как умеет один лишь Барак Обама. Уверенный в себе Рами Ниттимаа, как вскоре окажется, болен раком и так борется за свое ноу-хау не только потому, что не верит в демократические идеалы, но и потому, что терять ему уже нечего. На первом же занятии он сталкивается с социалисткой, женственной блондинкой, с которой скоро закрутит роман.
В спектакле Йокелы, лаконичном в средствах – на сцене только выдвижные фурки, обозначающие офис Рами и комнату заседаний социалистов да большой экран, на который проецируются то крупные планы героев, то ироническая стилизация старого финского фильма, – мелодраматичная интрига умело вмонтирована в баталии между людьми бизнеса и политики. Бизнес олицетворяет циничный и харизматичный Рами, политику – честная и привлекательная социалистка. За Рами стоят те, кто построил в 1980-е «город-сад» Эспэ, сегодня безнадежно устаревший в том числе и потому, что был сугубо искусственным. Героиня-социалистка борется с идеей этого самого Эспэ – русского Сколкова, исключающего интересы домохозяек и безработных.
Самым эффектным фокусом в спектакле станет постепенно осыпающееся до голого черепа и пустых глазниц изображение головы Рами. «Вот так будет скоро со мной», – комментирует он. Так будет со всеми, думается во время спектакля, герои которого так яростно отстаивают ту или иную модель «новой жизни». Это исследование механизмов работы современной политэкономии действует сильнее любого открытого разоблачения.
Одноразовый проект таллинского молодого, но уже очень популярного на всех фестивалях театра NO99, исследует чистую политику. Режиссер Тиит Ойяссо (знакомый московской публике по «Незнайке на Луне», игравшейся на «Новой драме», а питерскому «Балтдому» – по перформансу «Как объяснить картины мертвому зайцу») и его соратники несколько месяцев подряд проводили предвыборную кампанию. Зарегистрировали партию «Единая Эстония», пошли на телевидение, забросали избирателей интервью, обещающими новые, честные выборы. Спектакль представляет собой публичный брифинг «партийцев». «Единую Эстонию» смотрели несколько тысяч человек в большом концертном зале – это для маленькой страны, да и вообще для театрального представления на такую странную тему, очень много. Еще на подступах к залу корреспондентка опрашивает людей: зачем вы пришли? Верите ли вы, что партия Тиита Ойяссо существует и имеет рычаги влияния? Люди охотно отвечают. Потом уже с трибуны актеры NO99 выступают вполне как заправские политики, а на подтанцовках у них – группа девушек в мини.
«Единая Эстония» на своей шкуре исследует механизмы влияния: как, почему и кому готов отдать свой голос простой «евро»-эстонец? И выясняется, что он готов на все – ему все равно. Предвыборная кампания NO99 была успешной (а их деятельность откомментировали все известные политики, включая премьер-министра Андруса Ансипа) именно потому, что любой партии, обещающей навести «демократический порядок» в стране и дать социальные гарантии, успех обеспечен. Важно только – правильно провести эту самую кампанию.
Проект Тиита Ойясса, похоже, не будет играться постоянно. Это разовая акция, разворошившая Эстонию, как муравейник. Сыграв свою партию на территории «театр–жизнь», участники «Единой Эстонии» обратились к элементарному здравому смыслу человека, которым манипулируют все, кому не лень.