В павильоне "Дом культуры" на ВВЦ открылась выставка "Невыносимая свобода творчества", приуроченная к юбилею другой, давней выставки "неофициального искусства", состоявшейся здесь же 35 лет назад. Нынешняя организована кураторами Третьяковской галереи Кириллом Алексеевым и Кириллом Светляковым, художником Михаилом Однораловым и продлится недолго - 21 октября.
Помимо легендарных (таких как "Гнездо" Донского-Рошаля-Скерсиса, "Пальто М. Одноралова" Рогинского и самого Одноралова) на выставке представлены сегодняшние работы как молодых, так и старых авторов. "Цель была не просто отпраздновать этот юбилей. Хотелось дать людям посмотреть и подумать о том, что изменилось за 35 лет. С другой стороны, - посмотреть назад и проанализировать, что эта выставка означала тогда, как одна из первых разрешённых выставок "другого" искусства", - рассказала хранитель выставки Алиса Олева.
Конечно, выставка 1975 года происходила в других условиях. Для зрителя она означала прежде всего признание существования другого искусства и большой группы художников, пишущих не в строгих канонах соцреализма. "Важен был сам факт, что кто-то признал, что эти художники существуют и что они имеют право на легальное существование и возможность выставляться", - рассказал "НГ" инициатор выставки, художник Михаил Одноралов. История изменилась, и сейчас такой проблемы уже нет. Нынешняя выставка, по замыслу организаторов, даёт возможность зрителю увидеть преемственность поколений, сопоставить их характер. "Мы хотели показать, что такое "ВДНХ" в сегодняшнем историческом контексте", - отметил Михаил Одноралов. Вообще, было заметно, что художнику больше нравится вспоминать и рассказывать о той выставке, что была в 1975-ом году. Тогда толпы людей приходили посмотреть на "другое" искусство, несмотря на попытки властей создать всяческие трудности (40-градусное отопление, отсутствие туалетов, дороговизна билетов). Сегодня же удивить публику вообще крайне сложно, отсюда и возникла концепция: поразмышлять над проблемой поколений. Среди современных работ обращает на себя внимание инсталляция Сергея Катрана - "Спичка". Огромная спичка, окружённая шестью огнетушителями, 35 лет назад могла бы символизировать художника, находящегося под пристальным контролем власти, когда в любой момент творческий порыв мог быть "затушен". Ныне же данная инсталляция даёт повод поразмышлять над тем, что ограничивает художника сегодня. Например, нацеленность на коммерческий успех. На эту проблему указывает также экспонат Сергея Яралова "Работа продана" - на месте, где по идее должно располагаться произведение, мы видим лишь табличку с аналогичной надписью. Ещё одно коренное отличие нового поколения, считает Михаил Одноралов - "дефицит идей": "Мы были всё-таки гораздо больше индивидуалисты - у каждого была своя идея, и чтобы там куратор или кто-то ни говорил, мы всё равно делали своё, занимались тем комплексом идей, который нас интересовал". По его мнению, нынешние художники "на удивление политически корректны". Вместе с исчезновением того давления, которое испытывали они в своё время, исчез и определённый стимул.
Несмотря на достаточно большое количество современных работ, выставка интересна и как ретроспектива. Организаторы позаботились о том, чтобы представить новому поколению иллюстрацию искусства, которому нонконформисты-семидесятники себя противопоставляли. Для этого из частных коллекций были одолжены картины, представляющие собой яркие примеры соцреализма. Две из них Виталий Комар и Михаил Одноралов использовали для своей инсталляция "То искусство". Причём картина, на которой Ленин и Горький пьют чай, оказалась перевёрнута - как бы в отместку за продолжительное навязывание штампов и запретов. Название выставки - "Невыносимая свобода творчества" - призвано напомнить о том, что так было не всегда. Если же воспринимать его относительно современных работ, то в этом случае, честнее будет сказать, что выставка не соответствует пафосу этих слов. А котёнок, каким-то образом очутившийся в зале и принявшийся грызть листья знаменитого "Гнезда", пожалуй, представляет единственную "угрозу" этому искусству.