Сегодня Вера Васильева принимает поздравления.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вера Кузьминична Васильева – из тех редких актрис, которых любят все. В театральном мире случай – почти невозможный. Сама она говорит, что мало знает о личной жизни коллег, что до нее эти разговоры не доходят, минуют ее. Верить или нет – каждый сам решает, но Васильевой, самое главное, как-то счастливо удалось прожить вне интриг, которые, конечно, решали в ту или иную сторону актерские судьбы и в ее родном Театре сатиры. В театре, где она служит с 1948 года. Шестьдесят два года.
В ней, москвичке, живет подвижничество, которое «толкало в спину» актеров русской провинции из Керчи в Вологду, из Вологды в Керчь. Благополучная московская жизнь актрисы не искоренила в ней желания играть – столь сильного, что она готова была и ездила играть Раневскую в Тверь, Кручинину и «Воительницу» в Орел. Вот это вызывает зависть: девочка, которая когда-то полюбила театр столь сильно, что договорилась с подружкой и продала один из двух комплектов учебников, чтобы покупать билеты на галерку, этот вкус к театру не растеряла за годы и десятилетия. Здоровье, силы – это, как говорится, Бог дает, а вот азарт в искусстве – ее собственный.
В сегодняшней ее актерской жизни, к слову, чрезвычайно насыщенной, не бедной, самое вызывающее и восторг, и даже зависть – блеск жизни, здоровый вкус к жизни, азарт. В ее героинях и, кажется, в ней самой тоже. Так она сыграла Домну Пантелевну в «Талантах и поклонниках». Вроде бы не она – ее дочь стала актрисой, но, глядя на героиню Васильевой, понимаешь, что в ней самой артистизма – хоть отбавляй. Куражу – на многих: блеск в глазах, походка – свежая, озорство в глазах. Наблюдая за игрой Васильевой, понимаешь и ценишь мастерство, которого много в ее исполнении, в том, как не случаен, отточен каждый жест, и которого так недостает ее молодым коллегам по сцене.
По телевизору часто показывают «Безумный день...», где Васильева играет графиню, «Ревизора», где она прекрасна в роли Анны Андреевны, городничихи. Вместе с тем годы правления Плучека для Васильевой особенно счастливыми не назовешь. И вот это, скажем так, понимание всех проблем, того, как непросто стоять у руля театрального дела, как готова она простить – в общем, все она готова простить, буквально все – это Васильева сыграла не так давно в роли Мадлены Бежар, которую оставляет Мольер и к которой он возвращается униженный и разбитый. Сыграла с чувством и пониманием, чего, вероятно, и требовал режиссер, для которого в этом спектакле личная интонация, думается, была очень важна. «НГ»