Водянова украшает улицы Ростока.
Фото автора.
Тихий, небольшой по своим габаритам Росток вдруг наводнили черно-белые фотографии Натальи Водяновой. В минувшее воскресенье здесь открылась фотовыставка Паоло Роверси. Отдельные работы москвичам известны по Фотобиеннале-2010. Однако сюда выставка приехала в хорошо переработанном виде. Продлится она до 14 ноября.
Прежде чем говорить о выставке, хочется сделать малое отступление-ремарку в отношении города Ростока. Хотя какой там город, маленький, по нашим меркам, городок на балтийском побережье, удаленный от мегаполисов-гигантов. Два с половиной часа на поезде от кипучего Гамбурга. Численность населения едва дотягивает до 200 тысяч. Кажется, ко всему здесь можно приладить одно определение – «спокойный». К обитателям, к городу, к архитектуре. К тому, как расползаются по округе равнинные улочки. К самому течению времени. О потаенных чертах здешнего городского характера дают знать разве что частые бутылочные осколки на улицах да велосипедисты – они под покровом ночи гонят прямиком на красный свет.
И это умиротворяющее спокойствие прорезает пронзительный, провоцирующий взгляд Натальи Водяновой, нашей преуспевшей в международном модельном бизнесе соотечественницы, которая глядит на ростокского горожанина чуть ли не с каждой афишной тумбы. Однако смутит ли она его? Завлечет ли своими глубокими глазами, пышными волосами, плавным изгибом обнаженных плеч в главную художественную галерею Ростока на Гамбургской улице, где, собственно, и расположилась выставка Паоло Роверси.
Оказалось, соблазн велик. Ростокцы с утра в означенное воскресенье потянулись в галерею. Городские афиши не обманули: первый зал обширной выставки на втором этаже открывается целой стеной черно-белых, обнаженных Наталий Водяновых. Самых что ни на есть актуальных, образца 2009 года. Во всевозможных ракурсах, позах, с различной степенью стыдливости. Наталья похожа то на загнанного зверька, то на смущенную девочку-подростка, то на сведущую в разврате распутницу, похожую на женщин с эротических фото начала XX века. Подражание тем фотоэротоманам из прошлого Роверси по-настоящему любит, часто в его работах с обнажением проглядывают их мотивы.
Но, что ни говори, выставка интересна не только обнаженными женщинами, которые глянулись итальянцу-фотографу. Она продумана и сформирована так, чтобы подвести посетителя к методическому вопросу, вопросу фотографической техники. Человеческое ню здесь разбавлено предметными снимками, обнаженный человек и раз – фотография, где мерятся высотой друг с другом стулья. Или лестница в студии. Угол рабочего помещения. Фотоаппарат, наконец. Тот самый, которым снимали этих людей, этих женщин. Как раз при виде фотоаппарата все складывается в единую картину, и ты находишь ответ на вопрос про методу. Отметаешь скепсис по поводу красивых сопроводительных фраз на стене типа «Темнота наступает, когда замолкает свет». Понимаешь, почему Водянова не смотрится на этих стенах ни лишенной жизни красивой куклой, ни возвеличенным в ранг божества клоном Симоны Синьоре.
Итальянец Паоло Роверси, признанный французский фотограф, не раз работавший для ведущих домов моды, действительно хочет лишить мир предметов и людей четкости. Он не боится использовать фототехнику из другого, отдаленного от нас времени, позволяющую это время воссоздать, запечатлеть и заглянуть в прошлое, как в волшебную замочную скважину.
Волшебство, правда, несколько скрадывается немецким меркантилизмом. Уже на входе, получая свой билет в кассе, ты узнаешь точную цену красоте. «Большая» Наталья Водянова на рекламном выставочном плакате стоит 8 евро, «малая», на открытке, – 2 евро.
Росток