Федосеев уже привык к тому, что его концерты проходят с аншлагами.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
В Саранске завершился фестиваль Большого симфонического оркестра имени Чайковского – он проходил под символом тысячелетия единения мордовских народов с российскими. Вместе с БСО на сцене драмтеатра выступал пианист Дмитрий Демяшкин – самый молодой носитель звания «Заслуженный артист Республики Мордовия». В Саранске очень заботятся о сохранении коренного искусства и вообще мордовского (в Мордовском государственном университете есть институт народной культуры, для которого построили отдельное современное здание), но не доводят это до фанатизма. Здесь строят не только уникальный стадион, но и театр оперы и балета (а в наши времена это подвиг), обещая уже весной завершить основную часть строительства. На концертах БСО, конечно, аншлаг, а на творческой встрече с Владимиром ФЕДОСЕЕВЫМ публика просит разрешения присутствовать на репетициях – билеты раскуплены уже давно. Тот разрешает, и репетиция походит на полноценный концерт – при полном зале. Слушатели не отпускают оркестр и приветствуют его стоя, а глава республики Николай Меркушкин присуждает Владимиру Федосееву звание лауреата Госпремии Мордовии. Плотный конверт растроганный дирижер передает обратно – пусть деньги пойдут в помощь детским музыкальным школам. Перед одним из концертов корреспондент «НГ» Марина ГАЙКОВИЧ задала несколько вопросов маэстро.
– Владимир Иванович, что вообще привело вас на Мордовскую землю, откуда возникла идея или необходимость выступить здесь?
– Этот «случай» был послан нам свыше. Мы познакомились в Цюрихе с русским бизнесменом, у него крепкие связи с Мордовией. Там же мы встретили мордовского пианиста Дмитрия Демяшкина. Кроме того, в этой земле лежит Иван Михайлович Скобцов, замечательный певец, 30 лет – солист Большого театра и мой тесть. По этим причинам и появилась идея о проведении здесь фестиваля, и у нас загорелись глаза.
– С президентом Мордовии вы обсуждали идею еще одного фестиваля – фестиваля искусств. У вас уже есть конкретный проект или это спонтанная идея?
– Эта идея родилась здесь. Вчера. Ведь содержательный фестиваль придает городу значимость, узнаваемость. Если создать не просто музыкальный фестиваль, а фестиваль культуры – с народной музыкой, участием драматического театра, художников и так далее, он будет заметен вдвойне. Оперный театр здесь, можно сказать, есть, соответственно должен быть оркестр: есть инфраструктура, есть люди, которые хотят работать. Так что, это мог бы быть уникальный фестиваль, который не будет повторять никакие другие.
– Большой симфонический – один из старейших и самый старый в нашей стране. Чем он отличается от своих собратьев?
– Наш оркестр образован в 1930 году как оркестр радио, а в то время радиоточки были важным средством информации, поэтому он был и глашатаем, и воспитателем миллионов слушателей. Он прошел всю историю государства за свои 80 лет. Когда шла война, концерты его передавались из Колонного зала прямо на фронт. Отличается он особым звуком – на протяжении 35 лет я забочусь о том, как получить теплый, благородный звук. По звуку нас и узнают. Было время, когда оркестры узнавались именно по звучанию, сейчас все коллективы играют высокопрофессионально, технично, и различить их по звуку трудно, только разве что по интерпретации. В нашем оркестре присутствует уважение к старшему и к младшему поколениям, есть традиция преемственности, ведь музыкантам от 25 до 80 лет – да, есть музыканты, которые играют, и замечательно, больше 50 лет. Это уникально. У нас нет такого принципа – работать только до 60. Если ты можешь хорошо играть и к тому же влияешь, воспитываешь молодежь, то это очень полезно.
– Вы вели переговоры, добивались гастролей в Музикферайне (одна из самых престижных площадок Европы, БСО – единственный российский оркестр, который выступал здесь в постсоветский период. – «НГ») или это было предложение исключительно со стороны организаторов?
– Нет. Не добивались. Нам предложили, нас пригласили открыть сезон, значит, мы достигли такого уровня, который достоин этого, к которому большой интерес. И в 2011 году мы вновь будем играть в Золотом зале Музикферайна. Это престижно. И очень ответственно.
– Вы играете там русскую музыку? Или не только?
– В прошлый раз мы исполняли симфонии Бетховена и Чайковского, а сейчас будем играть избранные главные симфонии Шостаковича и все концерты Чайковского.
– Вчера на творческой встрече вы сказали, что при отборе в оркестр для вас самое главное, чтобы человек был хороший.
– Ну, конечно, это была шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. В первую очередь смотрим на профессионализм. А потом даем возможность проявить человеческие качества.
– Это для вас важно?
– Конечно, а как же? Это же коллектив. А в коллективе даже один человек может разрушать. Таких примеров много. Правда, не у нас, не теперь...
– Вы довольны государственной поддержкой?
– Да, конечно. Президентский грант в 2002 году нас просто спас! У нас есть некоторая спонсорская помощь. Но президентский грант – основа нашей экономической жизни. Правда, я понимаю, что это может быть и не навсегда, и нужно много и хорошо работать, чтобы не лишиться этой поддержки.
– Какие акции запланированы в юбилейном сезоне?
– В конце ноября – декабре мы едем по столицам Европы в юбилейный тур – Берлин, Париж, Милан, Прага, Цюрих.
– А Москва?
– Обязательно! Последний юбилейный концерт будет в Москве, называется он очень интересно – «Вперед, ребята!». Мы покажем всю нашу молодежь, солистов, которые выросли в оркестре.
– Где вы планируете концерты в связи с закрытием Большого зала?
– В Зале имени Чайковского, Доме музыки и во Дворце на Яузе. Последний зал, кстати, очень неплохой.