0
1776
Газета Культура Интернет-версия

15.09.2010 00:00:00

Танец с воспоминанием

Тэги: выставка, лабас, искусство


выставка, лабас, искусство Александр Лабас. Едут. 1928 г. Холст, масло.

С разницей в несколько дней Московский музей современного искусства и галерея «Проун» сделали выставочные посвящения Александру Лабасу - соответственно, «Фантазии» и «1976 г. Кузнецкий мост. Воспоминание о выставке». В первом случае организаторы пообещали Лабаса, какого еще не видали, и просто вывесили его позднюю, в основном 60-70-х годов, графику (идея принадлежит вдове сына художника Раймонде Лабас). Во втором кураторский замысел оказался изощреннее - в «Проуне» устроили выставку о выставке, преимущественно по работам из коллекции хранительницы наследия Лабаса, его племянницы Ольги Бескиной-Лабас, и по вещам других коллекционеров. Однако реконструкции ждать не стоит. Оттолкнувшись от события 76-го года, устроители придумали легкую, как акварельные зарисовки самого Лабаса, вариацию на эту тему.

Благодаря сложносочиненной задумке «перевешивает», конечно, показ в «Проуне». Получился натуральный оммаж, клятва верности, - ведь вся выставка вообще «срослась» потому, что Ольга Бескина-Лабас давно хотела показать эскизы, где ее дядя Александр Аркадьевич старательно разметил экспозиционную структуру для зала Союза художников на Кузнецком. Его, одного из основателей ОСТа и певца машинного века с его скоростью, навсегда переменившей мир, в 1935-36-м клеймили как формалиста. Когда «потеплело», обвинения рассосались, но родившемуся в 1900-м художнику своей первой персоналки пришлось ждать аж до 76-го. Она сделалась одновременно и ретроспективой, включив в себя работы с 1920-х по 70-е годы.


Александр Лабас. Из серии «Октябрь». Матрос. Эскиз. 1962 г. Авторский повтор картины 1930 г. Бумага, акварель, белила.

Готовился Лабас так, будто придумывал огромную инсталляцию - на ватманские листы приклеил крохотные воспроизведения картин и рисунков - ведь выставка тоже должна стать художественным продуктом. Каждая вещь - на своем месте. В соответствии с размером и цветом. Между такими hand made репродукциями - ремарки вроде «пробовать портретов побольше» или «найти место Девочке в зеленом платье». Причем некоторые работы Лабаса к тому времени уже прочно осели в музеях - и воспроизводил он их по памяти! Таков был его оммаж своему искусству. А желание выставить те эскизы, т.е. извлечь на свет белый воспоминание о воспоминании - оммаж Лабасу. От этих эскизов экспозиции - а их тут что-то около полутора десятков (причем выставлялся только один - и то в течение дня на презентации книги воспоминаний в 2005 году) - так вот, от них и танцуют.

О реконструкции экспозиции на Кузнецком мосту в строгом смысле говорить не приходится, хотя имеется здесь несколько «тех» графических вещей. Вообще, графика в абсолютном большинстве - и очень много листов именно из серий, показанных тогда. Сейчас их разделили по тематическим разделам с вывесками-тэгами: «Октябрь», «На маневрах», «Москва и Подмосковье в дни войны», «Портреты»┘ Ольга Бескина-Лабас говорит, само пространство «Проуна» диктует такую выставку, поэтому масляной живописи тут почти и нет. Впрочем, думается, нужно учесть, что со времени Кузнецкого моста еще больше произведений обосновалось в музеях, а запрашивать их оттуда для небольшого и относительно кратковременного показа, наверное, довольно хлопотно. Однако впереди, надо надеяться, большая музейная ретроспектива мастера (намеченная на весну будущего года) - там-то уж соберут знаковые вещи.


Александр Лабас. Портрет Полины Чернышовой. 1962 г. Бумага, акварель.

Канонического, скоростного Лабаса в «Проуне» не так много - скользят, передавая бумажным листам импульс движения, самолеты (серия «На Внуковском аэродроме»). Да на плакате выставки 76-го взмывает вверх эскалатор, по пути превращаясь, похоже, что в Эйфелеву башню. Новый мир показывает свое лицо портретами метростроевцев. А вот эскизные наброски морского цикла «Дзинтари» совсем традиционны и без лабасовской урбанистики. Но зато какая акварельная свежесть - вдоль листа неспешно тянутся песочно-желтые и «мокро»-синие линии, прорезанные фигурками-пятнышками. Еще менее каноническими выглядят рисунки позднего Лабаса в ММСИ. Те то норовят стать абстракцией, то предъявляют эдакий сюрреализм в виде лирического персонажа серии «Жители отдаленной планеты» с головой-самолетом. А это уже привет другому остовцу - Александру Тышлеру - это его персонажи ввели моду носить на головах маленькие вселенные из всякой всячины. Кстати, почему одновременно открылось две выставки -осталось непонятно, и судя по всему, организаторы специальных планов насчет хронологического совпадения не строили.

Что же до «Воспоминания о выставке» - это, скорее, вариация, размышление на тему, где точка отсчета - экспозиционные эскизы. Впрочем, сами они с их трогательной основательной сделанностью, несомненно, заслуживают придуманной ради них выставочной истории.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Памфилова советует Абхазии менять закон по ходу выборов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

В России ссылка на "удобство избирателей" с такой целью пока не применялась

0
1729
Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Адвокаты обеспокоены кризисом судебной системы

Екатерина Трифонова

Для уголовного преследования и обвинительного приговора не нужно состава преступления

0
1926
Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Чем-то похожи: один беленький, другой черненький

Арсений Анненков

70 лет тому назад повесть Веры Пановой «Сережа» открыла новую страницу литературы о детях

0
1376
Лучше не бывает

Лучше не бывает

Истории о неотвратимых жизненных изменениях

0
1001

Другие новости