Клозеты, сортиры, ночные вазы...
Фото автора
Повседневность вошла в залы Исторического музея с выставкой «Куда король пешком ходил. Гигиена в контексте истории». Гигиену эту представляет главным образом то, что раньше обозначалось буквами М и Ж, а сейчас – WC. Почти полторы сотни экспонатов от макета туалета образца крито-минойской культуры до костюмов космонавтов со спецрешением деликатной проблемы собирали где могли. Показывать будут в течение месяца. На подмогу Государственному музею истории Санкт-Петербурга, Музею Москвы, Музею Востока, Мемориальному музею космонавтики и ряду других пришел киевский Музей истории туалета.
Веселая получилась выставка. Как на смотре, по стойке смирно стоят рядком ватерклозеты, блистая виллерой-боховскими цветочками, хвастая фирменной вывеской Gladiator или названием Shakespeare. За ними – ночные вазы с цветочками мейсенскими, предводительствует которыми стеклянный горшок с гербом Петербурга. От античных и средневековых макетов нужников взгляд соскальзывает на витрины с космическим снаряжением. Глядя туда, очень удобно петь гимн прогрессу, прошедшему путь от античной канализации, застрявшему в нечистотах средневековых городов, выбравшемуся оттуда, воспарившему и теперь решающему столь интимные вопросы даже в космической невесомости.
Обычно главная сложность выставок в жанре «от основания до наших дней» заключается в соблюдении/несоблюдении баланса между общей информативной частью, которая прочерчивает линию развития, и нанизанными на эту линию деталями. Здесь есть и то и другое. Где не хватило экспонатов – в меру подробные и (о, радость!) читабельные экскурсы в историю, из которых зритель поймет, что восточные культуры всю дорогу были куда чистоплотнее европейских, найдет азиатский аналог ночного горшка, а также узнает, что туалет будущего будет проводить мониторинг здоровья «клиента». Для взрослых – советские карты разных лет, в легенде которых обозначены городские уборные. Для школьников – а именно им в значительной мере выставка адресована, для них тут ежедневно будут водить экскурсии – сделали даже интерактивную схему распространения болезней через разные части тела. Тело самое что ни на есть – хрестоматийная картинка леонардовского человека (к слову, Леонардо еще для Франциска I спроектировал туалет со смывом).
Но все-таки главное достоинство всего показа – подробности. Без них выставка «засохла» бы, став просто иллюстрацией к некой лаконичной статье из справочника. Положим, происхождение знаменитого афоризма «Деньги не пахнут» всем более или менее известно – так вознамерившийся брать деньги за посещение общественных туалетов император Веспасиан отвечал на упреки сына Тита. А вот то, что судна, которыми сегодня пользуются лежачие больные, в середине XVIII века подносились на палках великосветским дамам во время балов (так, поскольку можно было не покидать зал, будущие «светские львицы» экономили драгоценное время), – момент куда менее известный. Как и, например, то, что революция 1917-го прервала, известное дело, много чего и в том числе прокладку канализационных сетей в обеих столицах – доделывать пришлось уже в 20–30-е годы. Или другая, чрезвычайно уместная именно на выставке о гигиене ироничная деталь: в России специально для золотарей выпекали калачи с ручкой. Калач съедался, ручку выбрасывали, таким хитрым способом «обманывая» микробов┘
Пожалуй, единственное, в чем новую выставку можно упрекнуть, так это в том, что, когда ее смотришь, не покидает ощущение, будто, готовя ее, куда-то очень торопились. Собрали все, что могли и что хоть как-то можно привязать к теме. С древностью у нас не очень – ну так мы выставим по одному макету на Эгейскую цивилизацию, на античность да на Средние века. А в Музее Востока внушительное собрание – так мы оттуда возьмем побольше, хотя бы даже и предметов одного назначения. Удалось получить коллекцию оберток из-под ленинградского мыла – сделаем отдельную витрину. Музей Москвы поделился батистовыми дамскими панталонами и сорочками – тоже прикрепим к делу, хотя какое такое непосредственное отношение это имеет то ли к гигиене вообще, то ли конкретно к развитию туалета?
Вообще, уже то, что именно такая тема открыла выставочный сезон одного из центральных госмузеев, в целом вполне заслуживает снисхождения к экспозиционным погрешностям. Единственное, что понять трудно, – зачем было отдавать огромный кусок зала под детский уголок, оформленный спонсорской фирмой, выпускающей подгузники? Груднички эту выставку все равно не оценят.