0
1236
Газета Культура Интернет-версия

02.09.2010 00:00:00

Вечный Гафт

Тэги: актер, гафт


актер, гафт Ему достаточно просто посмотреть в зал, и публика уже влюблена.
Фото ИТАР-ТАСС

Валентину Гафту сегодня исполняется 75 лет. Театр «Современник», в котором актер служит последние сорок (!) лет, в сентябре отдыхает, как обычно, после рабочего лета, что счастливо спасает Гафта от необходимости справлять юбилей день в день. Но – не от поздравлений и возможности поговорить об одном из самых любимых актеров советского, а теперь и российского театра и кино. В «Современнике» юбилей Валентина Иосифовича отметят в октябре.

Гафт среди прочего знаменит своими эпиграммами, и, в частности, когда-то написал Лии Ахеджаковой, вовсе не желая ее обидеть: «Всегда играет одинаково актриса Лия Ахеджакова». Когда же актриса обиделась, Гафт ей, рассказывают, стал объяснять: одинаково хорошо! Вот и о Гафте тоже можно сказать, что он играет одинаково, временами кажется – вовсе не играет, что ему, чтобы обаять, расположить к себе публику, влюбить ее в себя, достаточно просто выйти на сцену, посмотреть в зал. Харизма. Нечеловеческое (то есть вернее – самое что ни на есть человеческое, мужское!) обаяние, одинаково действующее и на женскую, и на мужскую часть зала.

Глядя на него, НЕ ИГРАЮЩЕГО, «просто» живущего на сцене, о какой бы роли сейчас ни шла речь, порой задумываешься: он какой актер – в смысле: хороший или какой? Если ему и играть не надо, чтобы весь зал был у него в руках?

Или как раз это и называется – богом данный талант?

Гафт – это тоже известно – страшный самоед, из тех, кто режиссера может довести до исступления жаждой совершенства, требованием новых и новых дублей, повторения, чтобы сделать наконец как надо. Может, в этом и кроется секрет его легкой игры, на обычную игру – с потом, стекающим по щекам, с криком, неумеренной жестикуляцией – не похожую? Поразительно, что он – мастер, суперпрофессионал – не потерял способности восхищаться чужой игрой, может долго и почти взахлеб рассказывать, как его потряс Максим Суханов или Сергей Маковецкий.

Когда он говорит – на сцене ли, в жизни ли, – всегда чувствуется неслучайность каждого слова. Как пел Макаревич: «давайте делать паузы в словах»?.. Гафту паузы – любые – не страшны, он их оправдает улыбкой своей, осмысленным молчанием, мыслью – Валентин Гафт из тех редких актеров, которым нетрудно думать и на сцене, и в жизни. Он не из пустословов, и потому любую его роль можно взять и рассматривать с удовольствием. Неудовольствие в его случае может возникать лишь от того, что он мало играет: Хиггинса в «Пигмалионе» не играет, Вершинина, понятно, тоже не играет, хотя в прошлый юбилей, когда на экране возникла его фотография – с голым торсом, – зал разразился овацией. В хорошей форме! Мог бы и Вершинина еще. И Хиггинса. Харизма – или как это по-другому еще называется? Сценическое обаяние? – в общем, работает безотказно.

Как было жалко его Городничего, когда в финале «Ревизора» выяснялось, что его обманули, что он, такой пройдоха, нет, не пройдоха, а умница, ловкий умелец, сити-менеджер (слов таких, конечно, в начале 80-х еще не знали, их и не было, может статься), – и так обманулся. Гафту сочувствовали, симпатии были, конечно, на его стороне. То же самое происходило с публикой и когда он играл – до Ширвиндта – графа Альмавиву в Театре сатиры. Гафт, как известно, успел поработать почти в десятке московских театров до того, как прийти в «Современник», да и здесь целиком не остался, – играет еще в двух антрепризных проектах (это, конечно, не ерунда какая-нибудь, это – качественная антреприза, ставил спектакль Владимир Мирзоев, а пьеса – Гарольда Пинтера) и в одном спектакле Театра имени Моссовета.

Он может играть людей не очень хороших, склонных к разнообразным компромиссам, – таких, к слову, в его жизни, особенно кинематографической, было больше, но эти отрицательные черты (такое случается ведь) никогда не бросали тень на моральные и прочие качества самого Гафта, бескомпромиссного и на сцене, и, кажется, в жизни – тоже. Недаром так долго искал и не находил жену, и не женился, пока не встретил Ольгу Остроумову.

Гафт, кажется, сильно переживает (во всяком случае, одно время переживал), что несколько выпал из времени, что все или очень многие его симпатии – в прошлом. Где его учителя – Сергей Столяров, например, Василий Топорков. А зря. Глядя на него, вспоминаются песенки Окуджавы: «Совесть, благородство и достоинство». А ведь и нынешние зрители во всем этом испытывают нужду, публике нужны такие герои, которые вызывают абсолютное доверие. Как Гафт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Десятки тысяч сотрудников «Роснефти» отпраздновали День Победы

Татьяна Астафьева

Всероссийские праздничные акции объединили представителей компании во всех регионах страны

0
1074
Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

Региональная политика 6-9 мая в зеркале Telegram

0
553
Путин вводит монополию власти на историю

Путин вводит монополию власти на историю

Иван Родин

Подписан указ президента о госполитике по изучению и преподаванию прошлого

0
3093
Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Евросоюз одобрил изъятие прибыли от арестованных российских активов

Ольга Соловьева

МВФ опасается подрыва международной валютной системы

0
2455

Другие новости