Андрей Мягков назвал Олега Табакова не дорогим, а драгоценным.
Фото автора
Вчера днем худрук МХТ и недавний юбиляр Олег Табаков появился в зале под аплодисменты коллег и начал сбор труппы с сообщения о том, что подписал недавно новый пятилетний контракт с министром культуры Александром Авдеевым: «Ну, посмотрим, может, и справлюсь...»
Уже после того, как худрук отпустил актеров, появилась возможность задать несколько вопросов. Корреспондент «НГ» поинтересовался судьбой спектакля «Уход» по пьесе Вацлава Гавела, который выпускали «под юбилей». Олег Павлович признался, что не был фанатом этой пьесы, к тому же идея выпустить «Уход» была хороша, когда Табаков собирался оставить пост худрука: «Сыграть это под уход – в этом было здоровое хулиганство: уходит, улыбаясь». В процессе репетиций были сделаны радикальные изменения, а женщины из окружения Гавела все это время «сигнализировали о каноничности текста». Итог: этого спектакля не будет. Следующий вопрос «НГ»: будут ли роли в юбилейный год? «Юбилейные роли будут, – заверил Табаков. – Я буду играть в «Подвале» Доменико Сориано, а жена моя, думаю, – Филумену Мартурано». Пьеса Эдуардо де Филиппо, по мнению Олега Павловича, «инфляции времени не подверглась». Кроме того, Табаков, как всегда – то ли в шутку, то ли всерьез, – пообещал «и в других пьесочках играть маленькие роли».
Сбор труппы худрук начал с подведения итогов прошлого сезона, назвал серьезной работу над «Обрывом», но тут же добавил: «Я поставил суровое условие режиссеру сократить это высокохудожественное произведение на 30 минут. Многие зрители не выдерживают. В данном размере спектакль больше прокатываться не будет». Пока в афише сентября «Обрыв» назначен на 14-е.
Планы у театра – большие. В сентябре уже сыграют премьеру «Прокляты и убиты» по Виктору Астафьеву. Ставит спектакль Виктор Рыжаков. По словам Табакова, это «содержательно. Не к дате». В спектакле дебютируют стажеры МХТ, тут же и представленные труппе. Еще одна премьера сентября – «Призраки» Эдуардо де Филиппо в постановке главного режиссера Театра имени Пушкина Евгения Писарева.
Дальше – «Безымянная звезда» в постановке Вениамина Фильштинского: «Возможно, наконец, будет разрушен стереотип успеха Михаила Козакова», во всяком случае, по словам Табакова, «все питерское ядро (труппы. – «НГ») взялось с упоением за работу». В конце сезона «на большой, а может, и на малой сцене в одной декорации – в целях экономии» Юрий Бутусов выпустит трилогию Сухово-Кобылина. Кирилл Серебренников, рассказал Табаков, собирается поставить «В ожидании Годо» Беккета «в исполнении женского ансамбля».
Одна из первых радостей: репертуар сентября продан уже на 67%, причем 7 августа, когда на улице было плюс 38, а работникам театра раздавали бесплатно маски и воду, несколько сот покупателей пришли: «Я очень признателен им». Еще одна важная тема – о чем недавно Табаков говорил на встрече с Владимиром Путиным – строительство филиала МХТ: «Путем интриг, шантажа, связей буду добиваться строительства филиала Художественного театра». Участок есть – на пересечении Нагатинской улицы с проспектом Андропова. Поскольку, по словам вице-премьера Александра Жукова, в следующем году будут завершены большие траты по Большому и Мариинскому театрам, а председатель правительства не собирается сокращать расходы на культуру, «откроется что-то и для нас... Куда же еще вкладывать?» – резюмировал Табаков. Филиал «должен оформить новое поколение мхатовцев».
Без поздравлений с недавним юбилеем обойтись было нельзя, и слово Табаков передал Андрею Мягкову. Мягков начал неожиданно. Он сказал, что ему не нравится слово «дорогой» («А что же, дешевый?» – тут же парировал Олег Павлович): «Говорят, что Москва самый дорогой город мира... А мы очень ценим Олега Павловича, поэтому я предлагаю назвать его хорошим русским словом – драгоценный!.. Рядом с вами хочется быть умнее, обаятельнее, с женщинами кокетничать, быть более элегантным, красиво одетым... Рядом с вами хочется быть лучше». Финал был подобен тосту: Мягков пожелал долгих-долгих лет – с многоточием! – во благо ваших любимых родителей («И учителей», – добавил Табаков)... И во благо... СТРАНЫ!» Все его поддержали.