0
1720
Газета Культура Интернет-версия

12.08.2010 00:00:00

"Асса" против "Тегерана-43"

Тэги: минкульт, кино, проекты, бюджет


минкульт, кино, проекты, бюджет Статс-секретарь – замминистра культуры Екатерина Чуковская хорошо знает о сложностях распределения средств на поддержку кино.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Минкульт начинает рассмотрение заявок на кинопроекты, претендующие на субсидии из бюджета. В этом году российское кино в основном поддерживается деньгами через компании-мейджоры, в ведении Минкульта остались дебюты, документальное и анимационное кино. Впрочем, не только. Заявки принимались с 1 по 30 июля, на 2 августа подано 148 заявок на дебюты, 1081 – на документальное кино, полнометражная анимация – 11 проектов, 20 игровых фильмов, находящихся в стадии завершения производства, 70 – научно-популярных, спецпроектов (фильмы в формате 3D, художественная публицистика, документальные фильмы-реконструкции) – 42, авторское кино – 128 заявок. О сложностях распределения средств корреспонденту «НГ» рассказала статс-секретарь – замминистра культуры Екатерина Чуковская, в чьем ведении находятся эти вопросы.

Вроде бы известно: поддержка кино в этом году производится через компании-мейджоры, которые получают бюджетные деньги через Фонд поддержки кино. Минкульту осталось около 10% кинобюджетных денег – на документальное, мультипликационное и дебютное кино. По словам Екатерины Чуковской, соотношение денег другое. В ведении Минкульта, по ее словам, «примерно четверть госсредств, предусмотренных в этом году на поддержку кино». Это – первое. Второе. У Минкульта осталось «не три, а пять категорий фильмов, которые нам предписано финансировать. Дебюты, документальное, анимационное кино. Плюс игровое кино для детей, даже если это потенциально блокбастер, мы имеем возможность его профинансировать, то есть принять участие в его финансировании, плюс то, что вызывает, во всяком случае у меня, больше всего вопросов, – авторское кино.

Во всех остальных случаях есть объективные критерии. Дебют – это первая работа режиссера. Понятно. С авторским кино есть проблемы. Мы отправили запрос в НИИ киноискусства, получили ответ от замдиректора». Итак, «авторское кино – это специфический термин, используемый в кинематографическом обиходе (преимущественно в киноведении, кинокритике, кинофестивальном прокате, в меньшей степени – в кинопроизводстве и коммерческом кинопрокате) для обозначения определенной категории кинопродукции (фильмов), характеризующими признаками которой являются: наличие у создателя фильма (как правило, режиссера) четко выраженного элемента авторской индивидуальности...» Ну, все сразу встало на свои места!

«Да, довольно расплывчато, – соглашается Екатерина Чуковская, – потому что четкой границы нет. Тем не менее несколько критериев они дают. Еще в январе, когда появилось наше постановление о субсидиях, я обратилась к своему бывшему начальнику Кириллу Эмильевичу Разлогову, который сказал: «Да что ты! Каждое кино – авторское, и каждое – жанровое, нельзя так отделять». Но мы поставлены в такие условия, и Фонд поддержки кинематографии – они должны отшелушить то, что им не подходит, и авторские проекты передать на рассмотрение нам. По перечню режиссеров, которые подали документы на субсидии, видно, что почти каждого можно отнести и к авторскому, и к жанровому».

В этом пространном списке – Сергей Соловьев, Алексей Учитель, Вера Глаголева, Лариса Садилова, Андрей Эшпай, Петр Тодоровский, Дмитрий Месхиев, Евгений Гинзбург, Борис Хлебников, Кирилл Серебренников, Александр Миндадзе, Владимир Наумов и его дочь Наталья Наумова, Иван Охлобыстин, Дмитрий Астрахан, Ульяна Шилкина, Алексей Герман-младший, Юрий Мороз, Светлана Дружинина, Николай Хомерики, Андрей Хржановский, Сергей Снежкин и многие другие, не менее именитые.

«Это – самая главная проблема, – говорит статс-секретарь Министерства культуры. – Вторая: все деньги, выделенные нам на поддержку кино, были поделены. Часть распределена по конкурсу в соответствии с Федеральным законом № 94. Так организован бюджет: часть денег мы распределяем в рамках ФЦП «Культура России» и еще немного – в рамках программы патриотического воспитания, распределяем в соответствии с законом о госзакупках – по конкурсу. Вторая часть – субсидии, здесь другой порядок. Министр издал приказ о порядке распределения субсидий, создано три экспертных жюри – по анимационному, игровому и неигровому кино. 1 августа завершился прием документов. Конкурс высокий». Наконец я задаю главный вопрос:

– И кто теперь сколько получит?

– Это – третья проблема. Но сначала о работе жюри: эксперты начинают читать заявки, затем будет составлен рейтинг проектов, как в добрые российские времена, до нововведений с госзакупками. Думаю, к середине сентября чтение закончится, тогда уже по рейтингам будут выделены средства. Теперь – о деньгах, вопрос, который всех беспокоит.

– Можно всем и каждому дать по тысяче рублей, а можно – нескольким и много?


Чехов думает в том числе и о том, на какие деньги будет досниматься картина...
Кадр из материалов к фильму «Невечернее» Марлена Хуциева

– Да. Есть одна юридическая проблема: мы не можем дать деньги отдельно на подготовительный проект, отдельно – на производство и так далее, то есть растянуть этот процесс на несколько лет, чтобы не сделать предопределенным решение жюри на следующий год. Поэтому решили – будет даваться полная сумма. Необязательно 70% – частичная господдержка предполагает, что продюсер должен подтвердить финансирование из других источников. В жюри входят и продюсеры, которые определят, не является ли смета завышенной, – ни для кого не секрет, что иногда 70%, выделяемые министерством, были всеми 100%, остальные 30% заявлялись только на бумаге. Единственное решение, которое далось не легко, но скорее всего мы должны будем провести его в жизнь: мы не гонимся за количеством. Да, пусть фильмов будет меньше – в конце концов в прошлом году не было запущено ни одного нового проекта, никто от этого не умер. Пусть это будет ограниченное число фильмов, количественного показателя у нас нет, никто от нас не требует увеличить число фильмов, получающих господдержку, хотя когда-то ставились и такие задачи. Мне кажется, сейчас никому не нужно гнаться за количеством. Другое дело, мне кажется, жюри столкнется с проблемой выбора, потому что очень много интересных проектов, хотя я не успела все посмотреть. Как пример: создано региональное предприятие «Чеченфильм», и они в год 150-летия Чехова заявили, на мой взгляд, очень интересную экранизацию. Мы же в отличие от Фонда поддержки кинематографии можем не думать о коммерческом результате. Интересные идеи для нас важнее. Таких много, так что боюсь к середине сентября все наши эксперты уйдут в глубокую депрессию.

– А что с анимацией?

– Короткометражная анимация прошла по Федеральному закону № 94, результаты, конечно, многих расстроили, в студии «Пилот» посчитали, что им дали недостаточно, ко мне приходил и Георгий Васильев, бывший продюсер «Норд-Оста», который сейчас решил заняться мультипликацией, он тоже был недоволен, я предложила ему войти в жюри. Он пообещал подумать, но потом отказался. Это кажется, что все предопределено или что выбор легко дается. Ни то, ни другое.

– «Пилот» получил в итоге?

– Но в равной мере, как все остальные. Но этот конкурс даже не мы проводим, только объявляем, а решение принимается по достаточно формальным признакам. Я думаю, в следующем году нам удастся перевести поддержку всех кинопроектов на субсидии, чтобы выбирать с точки зрения качества, не обезличенно, когда какие-то отказы возникают только из-за того, что не так подшиты документы. Сейчас наш бюджет верстается с учетом этой идеи. У нас сейчас – два проекта, которые перешагнули срок, предусмотренный 94-м законом. Вернее, их 20, но два – очень показательные. Первый – попытка сделать анимационный фильм «Кин-дза-дза», сам Георгий Данелия это делает, пока получился 10-минутный ролик, собранный из отдельных кусочков. И перспектива – непонятна. Второй – Марлен Мартынович Хуциев давно уже работает над проектом «Невечернее», фильм о Толстом и Чехове. Эскиз фильма, как это называет Хуциев, производит сильное впечатление – я бы, как домохозяйка, с удовольствием бы пошла на него и в кинотеатр, и дома посмотрела, купила бы диск. Но из-за того, что в процессе работы Хуциев сменил четырех продюсеров, деньги потрачены, а даже какие-то важные декорации не построены. Пятый продюсер вроде бы режиссера устраивает, а деньги – именно из-за условий Федерального закона № 94 – мы больше выделить ему не можем.

– И как же помочь Хуциеву?

– Ходим, просим у спонсоров.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1398
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2339
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1397
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1486

Другие новости