0
2044
Газета Культура Интернет-версия

28.06.2010 00:00:00

Плата за удовольствие

Тэги: кино, фестиваль, москва


кино, фестиваль, москва Люк Бессон и Никита Михалков: фестиваль прошел нормально.
Фото Reuters

Прошедший Московский кинофестиваль явил редкое единодушие жюри и зрителей. Венесуэльский фильм «Брат» режиссера Марселя Раскина получил и «Золотого Святого Георгия», и приз зрительских симпатий.

Будь председателем жюри любой другой режиссер, а не Люк Бессон, «Брат» так и довольствовался бы призом зрительских симпатий. История двух братьев-футболистов на фоне отдающей криминалом истории дворовых футбольных команд – кино вообще-то не фестивальное. Это вполне удачный, не шедевральный, но и не стыдный, коммерческий фильм, сшитый на крепкую нитку по известным голливудским лекалам. Словом, из тех фильмов, которые забываются так же легко, как и смотрятся. При этом молодой режиссер, несомненно, достоин похвалы хотя бы за удивительно профессиональную игру звука и изображения. Эпизоды матчей дворовых команд под необычный звуковой ряд сделаны словно другой рукой – жестко профессиональной, разумной и расчетливой. Может, Бессону тоже понравились именно эти эпизоды и он счел их достойными «Золотого Георгия»? Впрочем, и весь фильм – именно то, что, судя по всему, нравится Бессону. Если ориентироваться на его собственное кино – тоже коммерческое, без излишних интеллектуальных тягот.

Пожалуй, большая часть конкурсных фильмов могла бы забрать главного «Георгия», и ни единое решение не вызвало бы однозначного несогласия. Абсолютный штиль нынешнего конкурса – его главная примета. Штиль этот вызван необязательностью и вторичностью картин – сделаны все, в общем, неплохо, но если рассуждать по-серьезному, исходя из тех ожиданий, что каждый раз перед фестивалем нам формируют его организаторы, то такой конкурс вполне пригоден для маленького, но гордого фестиваля, скажем, в городе Коттбусе. Где уже много лет проходит милый фестивальчик, сфокусированный на восточноевропейском кино.

Вторичность конкурсных картин легкообъяснима – ММКФ наконец официально объявил о том, что берет курс на восточноевропейское кино (так всегда и было, только вслух об этом говорить стеснялись – вроде как крупный фестиваль класса «А» должен отбирать и предъявлять только лучшее, новейшее и географически безграничное). Но кинематорафы этих стран, хоть и были изначально сильны, даже во времена назойливого советского присутствия, отряхнув со своих ног прах Советов, оказались не совсем готовы к новым свершениям в области кино. Пример новой волны румынского кино, во-первых, единичен, во-вторых – слишком молод. Кстати, единственный румынский фильм конкурса, «Разные матери», оказался удручающе далек от лучших образцов нынешнего румынского кинематографа.

В основном постсоциалистические устремления стран Восточной Европы, уставших от социализма и Советского Союза, сгруппировались вокруг этой своей усталости. Болезненное возвращение к советскому прошлому стало основной темой конкурсных фильмов. Это и «Берлин, Боксхагенер платц» Мартина Лангера (Германия), и «Как рай земной» Ирены Павлазковой (Чехия), и «Последний донос на Анну» Марты Мессарош (кстати, Эникё Эсеньи сыграла главную роль в этой картине великолепно), и «Следы на песке» Ивайло Христова (Болгария).

Пожалуй, не самая удачная находка организаторов. Заяви они такую тему лет 15 назад – было бы любо-дорого посмотреть. Сейчас уже неинтересно. И в который раз думаешь: как было бы славно, если бы ММКФ вообще отказался от конкурса, превратившись в смотр кино последнего года со всего мира. Ведь на неконкурсные фильмы программ «8 1/2», «Московская эйфория», «Свободная мысль» на фестивале было не протолкнуться.

Ладно, будем считать, что необходимость ходить на конкурсные фильмы Московского фестиваля – плата за возможность посмотреть срез высшего слоя мирового кинематографа минувшего года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Закон против пыток не срабатывает уже два года

Закон против пыток не срабатывает уже два года

Екатерина Трифонова

Нормы Уголовного кодекса и международных конвенций применяют избирательно

0
1402
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
2347
Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Правительство готовится опереться на "сильный ИИ"

Анастасия Башкатова

Искусственный интеллект уже оценивает скорость принятия решений чиновниками

0
1400
Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Депутаты просят Деда Мороза о двухпартийной системе

Дарья Гармоненко

Парламентские политструктуры поспорили о том, кто станет оппозицией "Единой России"

0
1492

Другие новости