0
1452
Газета Культура Интернет-версия

24.06.2010 00:00:00

Сергей Дебижев: "3D-революция ускорит падение человечества"

Тэги: кино, революция, эрос


кино, революция, эрос Ксения Раппопорт и Алексей Серебряков разыгрывают грешный эротизм в новой картине Сергея Дебижева «Золотое сечение».
Кадр из фильма

Новый фильм Сергея Дебижева, ставшего после фильма «Два капитана-2» культовым режиссером, опять повергает зрителя в недоумение. С одной стороны, «Золотое сечение», участвовавшее в конкурсе «Кинотавра», вышедшее на днях в прокат, а также показанное в рамках российской программы 32-го ММКФ, – пародия на «Индиану Джонса» и другие приключенческие картины. С другой – концентрация звуковых и зрительных образов такова, что даже подготовленный зритель после просмотра чувствует растерянность. «Золотое сечение» участвовало в конкурсе «Кинотавра», где Сергей ДЕБИЖЕВ поделился своими мыслями о жизни и о кино с внештатным корреспондентом «НГ» Сергеем СЫЧЕВЫМ.

– Сергей, давайте поговорим об эротической составляющей фильма.

– В фильме затронуто достаточно большое количество тем, но по касательной, в качестве иронического обозначения. Для общества они актуальны, поэтому мы их псевдопедалируем. Здесь масоны, шпионы, приключения и многое другое. Конечно, тема эротики среди них одна из основных, потому что сладострастие – один из семи смертных грехов, который сейчас возводится в стиль жизни. Господь сотворил мир настолько многообразным, что нам никогда не разобраться в нем, но мы видим, насколько отношение мужского и женского меняется в разных культурах. Раз уж мы попадаем в фильме в Юго-Восточную Азию, эту тему никак нельзя было не затронуть. Она раздваивается на традиционную, сакральную, о которой мы, конечно, в фильме не говорили, и то, что можно назвать секс-туризмом. К любому европейцу в этих местах совершенно ниоткуда прилипают девушки и сопровождают его без всякого материального вознаграждения. Достаточно того, что европеец платит за них и вообще обращает на них внимание. Достоинство нации от этого сильно страдает. Но связано печальное положение вещей с тем, что женщина там всегда занимает подчиненное положение, ей в голову не приходит участвовать в делах мужчин. У нас, как я попытался показать в фильме, совсем другая ситуация. Если уж какая-то барышня с сумочкой появится в твоей жизни, то обязательно станет требовать к себе постоянного внимания и будет серьезно считать себя центром мира, который должен вращаться вокруг ее эгоцентризма.

– У вас речь идет о блудном, грешном эротизме. Но ведь есть и целомудренный эрос, который делает человека человеком. Почему кинематограф, в том числе и ваш, от него чаще всего отказывается?

– Эта тема многим не по зубам, потому что они сами ничего подобного не испытывали. Высокие отношения между мужчинами и женщинами, так же как высокое искусство, покидают этот мир. По мере развития цивилизации духовная сторона жизни становится рудиментарным элементом, и в этом есть грандиозная катастрофа. Та спокойная, уверенная, настоящая любовь, которая является божественным даром, исчезает из Вселенной. На смену ей всеми возможными средствами внедряются сексуальная революция, неприкрытая порнография, обучение детей в школе тому, как надо использовать презервативы. Результатом стал беспредел в отношениях полов. Перейдя через Рубикон, человечество совершило самый опасный шаг – лишило женщин и мужчин индивидуальных черт. Короткие юбки, женские брюки, унисекс изменили лицо мира. Все перемешалось, появились новые странные законы отношений. Например, в США существуют «контракты на свидание». Мужчина подписывается под тем, что первое свидание должно быть в публичном месте, и есть вопросы, которые он не может затрагивать. Потом идет перечисление тех прав и обязанностей, которые он обязан соблюдать на втором и третьем свидании, после чего он должен либо заявить о серьезности своих намерений, либо исчезнуть. Это еще одна часть всеобщего безумия.

– И что вы как художник можете этому противопоставить?

– Только воспитание собственных детей в русле рассуждений, которые мне близки. Искусство не должно брать на себя решение этой задачи. Сейчас все думают, что искусство – это такой журнал «Крокодил», высмеивающий пороки общества. Обычное заблуждение! Главной задачей искусства всегда было подчеркивать великолепие окружающего мира, чтобы человек гордился тем, что он в этом мире живет. В настоящем искусстве, кроме литературы, никогда не было критиканства и нравоучения. Если же кинематограф под воздействием сильных мира сего тоже начнет решать те проблемы, которые мы обсуждаем, то это должна быть целостная, продуманная, масштабная система мер, которая широким фронтом начала бы формировать новые отношения в обществе. Должно быть создано что-то вроде духовного МЧС, которое бы высадилось на руины катастрофы и начало бы действовать как можно эффективнее. Хотя мне ясно, что ничего подобного не произойдет, и мир рухнет.

– Значит, остаются только отдельно взятые художники, которые могут этому противостоять. Вы, например, можете?

– Вы только представьте, какими талантом, душой и разумом должен обладать художник, чтобы не поддаться соблазну говорить о зле, которое гораздо более выразительно и эффектно, а не о добре, которое скромно, величественно и спокойно! Это только титаны Возрождения могли с такой легкостью находить общий язык с ним. Карикатуры и Сикстинская капелла – это разные вещи, уровень личности должен соответствовать задаче. Если ты не соответствуешь, то Божественное провидение просто не даст тебе о подобном говорить. Мы стоим на пороге 3D-революции, которая ускорит падение человечества, и отказ художников участвовать в битве добра и зла сыграет в этом свою роль. При этом я не могу выйти за пределы самого себя и поэтому снимаю кино только о том, что мне открывается. Да, может быть, я не в состоянии сказать о великих и серьезных предметах, потому что для этого нет физической возможности, но я хотя бы пытаюсь работать на поле человеческого воображения. Я не «рассказываю историю», как это делают многие режиссеры, а именно бужу воображение зрителя. Если способности зрителя не позволяют подключиться к моему кино, то он ничего не поймет. Поэтому мнения о моем кино всегда такие полярные. Если мне хотя бы на полтора часа удается вырвать человека из состояния внутреннего диалога и погрузить его в параллельные состояния сознания, значит, контакт состоялся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
717
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
822
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1172
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
936

Другие новости