На этот раз приз за выдающиеся работы в области хореографии предстояло вручить за два сезона. В 2009-м награды не нашли своих героев, хотя имена победителей были названы. На сцене нового театрального комплекса в Виченце год назад состоялся лишь традиционный «второй день» – благотворительный концерт лауреатов разных лет. Пригласившие Benois к себе итальянцы готовы были финансировать и торжественную церемонию награждения. Однако устроители остались верны Большому театру, а провести акцию в Москве тогда помешал кризис.
Художественный руководитель проекта и бессменный председатель жюри Юрий Григорович умеет собрать громкие имена. Правда, с каждым годом знаменитостей такого ранга найти все сложнее – подводит принятый с самого начала принцип всякий раз полностью обновлять состав судей. В 2010-м «жюрили» худруки Финского национального, Английского национального и Цюрихского балетов Кеннет Грев, Уэйн Иглинг и Хайнц Шпёрли, директор Мангеймской академии танца, худрук Балета Карлсруэ Биргит Кайль, исполнительный директор театров Джойс и Джойс СоХо (Нью-Йорк) Линда Шелтон, ведущий педагог Балета Парижской оперы, прославленный танцовщик Микаэль Денар и прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина.
Под аккомпанемент Московского молодежного камерного оркестра ведущие вечера Мария Максакова и Святослав Бэлза представили зрителям членов жюри. Выдав, очевидно, домашнюю заготовку, ведущий порадовался: судя по заполненности зала, перерыв в один год не снизил интереса публики к балетному Бенуа. На фоне зияющих в партере и амфитеатре пустот это прозвучало двусмысленно. Не было и многих номинантов. Серьезную травму получил англичанин Дэвид Доусон. Недавно родила хореограф из Финляндии Сусанна Лейнонен. Их коллеги Кристофер Уилдон (Германия), Алексей Ратманский (США) и Бенжамен Мильпье (Франция) не смогли оторваться от репетиций. Так что из шестерых претендующих называться «Лучшим хореографом» по версии Benois de la Danse-2010 на сцене появился лишь Теренс Кохлер из Королевского балета Фландрии. Однако ни ему, ни остальным соискателям удача не улыбнулась: жюри приняло решение приз в этой номинации не присуждать. Сюрприз. Ведь по установленным правилам члены жюри сами выдвигают номинантов – каждый своего, после чего все вместе выбирают лучшего из лучших. Не договорились.
Мнение жюри относительно лучшей танцовщицы было единым. Бенуа получила ведущая солистка Гамбургского балета Элен Буше. Она родилась в Каннах, танцевала в Марселе у Ролана Пети, в Английском национальном балете, с 1998 года – у Джона Ноймайера в Гамбурге. Знаменитый хореограф создал для нее несколько ролей, в том числе партию Эвридики в «Орфее», которая и принесла Элен Буше приз. Среди танцовщиков победителей оказалось двое – солист все того же Гамбургского балета Тьяго Бордин, отмеченный за роль Армана Дюваля в спектакле все того же Джона Ноймайера «Дама с камелиями», и уже полюбившийся московской публике премьер Американского театра балета Дэвид Холберг, награжденный за партию Альберта в «Жизели». Среди обладателей Бенуа-2010 в результате не обнаружилось ни одного соотечественника, хотя в числе номинантов были представители Большого и Мариинского театров – Мария Александрова, Евгения Образцова, Михаил Лобухин. Бывало, наших за уши тянули, засудив или в лучшем случае потеснив звезд с мировым именем. А тут┘ Слегка подсластило пилюлю награждение прошлогодних лауреатов. Лучшими стали москвичи Наталья Осипова и Иван Васильев... Когда же все статуэтки были розданы, танцевали едва ли не до полуночи.