0
3671
Газета Культура Интернет-версия

30.04.2010 00:00:00

Александр Молчанов: "Для меня 90-е – прекрасное, честное время"

Тэги: театр, литература


театр, литература

«Новая драма» перестает быть чем-то окраинным: ее авторы получают признание как сценаристы, а их пьесы ставят уже не только в подвальных и полуподвальных театрах. Недавняя премьера «Гамлета» в Александринском театре – тому пример: Валерий Фокин доверил «отредактировать» пьесу тольяттинцу Вадиму Леванову, а спектакль по его пьесе был в афише прошедшей «Золотой маски». Александр Молчанов – еще одно новое имя. Его пьеса «Убийца» не так давно получила грант Министерства культуры России. Как многие его товарищи, Молчанов – сценарист («Захватчики», «Черчилль», «Кодекс чести», «Москва, Центральный округ»). Руководит лабораторией «Кино без пленки». «Убийцу» поставил в Театре.doc Михаил Егоров, пьеса получила приз фестиваля «Новая пьеса», проходившего в рамках «Золотой маски». Драматург ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины Квасницкой.

– В вашей пьесе «Убийца» все неоднозначно, с двойным дном – и герой, и хеппи-энд...

– Герой – неплохой парень. Книжный мальчик из провинции, который случайно оказался в ситуации, когда его принуждают совершить убийство. Хеппи-энд там на самом деле относительный. Герой спасается, но в некоем метафизическом смысле он занимает место злодея, сам становится им.

– Что реально дает призовое место в драматургическом или сценарном конкурсе? Проявляют ли к нему интерес те, кого можно назвать байерами талантов, – режиссеры, директора театров, продюсеры?

– Когда я написал «Убийцу», разослал ее в 300 театров. Ответ получил только из двух – причем в одном случае я ошибся адресом. Лишь когда пьеса попала на драматургический конкурс «Любимовка», ею стали интересоваться. И только в Театре.doc сразу сказали – делайте. Ну мы и сделали с режиссером Мишей Егоровым. Мы никому не нужны, кроме нас самих. Ну так и нам никто не нужен, кроме зрителей. Если бы не было Театра.doc, то я бы не занимался театром. Я очень долго искал свой язык. Писал романы, рассказы, и все это было не то. Но именно «новая драма» дала этот язык. Когда я впервые прочитал Дурненковых и Максима Курочкина, у меня как будто глаза открылись: оказывается, можно говорить о наболевшем именно тем языком, которым я говорю каждый день.

Премьера спектакля «Убийца» состоялась в марте в Театре.doc. Слава Богу, есть такие независимые площадки. Жалко, что их так мало. А театры с колоннами пусть вон Чехова своего ставят.

– Выражение «свой Чехов» подразумевает дистанцирование, демонстрацию своей отдельности. Эту фразу предполагаешь услышать разве что от японца┘

– Просто у театров с колоннами – свой Чехов, с героями в белых одеждах и с чаепитиями на верандах. А у меня – свой. Талантливый, циничный – такой умный дядька, который не учит жизни. Подозреваю, это два разных Чехова.

– Вы анализируете работы своих коллег?

– Коллеги – это мои друзья. Очень дорожу возможностью первым читать новые пьесы Дурненковых, Ворожбит, Пряжко, Курочкина. Мы идем разными путями, но прокладываем дороги в том числе и друг для друга.

– Почему авторы «новой драмы» не пишут комедий?

– Для этого есть Рэй Куни. Серьезные парни из «новой драмы» не пишут комедий. Мы не умеем. Как-то нам все не смешно.

– Меняется ли у вас со временем понимание трагического жанра? Всегда ли трагедия связана с гибелью героя?

– Да, меняется. Долгое время я писал истории о поражениях. Герой вступал в схватку с миром и погибал. Сегодня хочется писать о спасении. Теперь я точно знаю: герой обязательно должен победить. Пусть даже ценою собственной жизни.

– Новодрамовцев волнует либо поиск Бога, либо конфликт с Богом, либо ужас от вакантности его места в мире┘

– Мне кажется, у нас еще не придуман способ говорить о вере вне контекста межрелигиозной розни. Хотя попытки были. Думаю, открытия на эту тему еще впереди.

– Как родилась пьеса о вологодских сектантах?

– О, это уникальная история! Представьте, поселок в пять тысяч жителей и из них 700 человек входят в секту трезвенников. Бросают пить, начинают работать и строят настоящий протестантский рай на земле. Но самое интересное началось, когда из области прислали в район батюшку, чтобы он вернул этих заблудших в лоно Церкви. И ведь вернул многих: они запили и работать бросили. Я лет десять думал, как это написать. Сделал первый вариант пьесы, в марте мы с режиссером Михаилом Егоровым сделали показ в Театре.doc. Планируем выпустить спектакль, потом снять кино. Если не найдем финансирования – будем снимать без денег.

– Сценарий «Коммерсанты» автобиографичен. У вас есть потребность высказаться о судьбе своего поколения?

– 90-е годы я провел в Вологде, сначала на бандитской окраине, а потом был криминальным репортером. И в то же время для меня 90-е – прекрасное, честное время, когда перед каждым были открыты любые дороги и каждый мог выбирать. Хочешь стать богатым – пожалуйста! Хочешь умереть от передозировки – милости просим.

– Почему вы не боитесь исповедальной интонации в своих работах, как некоторые ваши коллеги?

– А какая еще интонация должна быть в исповеди?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

Цены на рис упали после отмены Индией последних из действовавших ограничений на экспорт риса

0
778
Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Правительство России утвердило единого морского оператора северного завоза

Ольга Соловьева

Для контроля перевозок на Крайний Север создадут цифровой мониторинг

0
1066
Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Партия Миронова ищет электоральные ходы и ниши

Дарья Гармоненко

Лидер эсэров возобновил поездки по потенциально успешным предвыборным регионам

0
1017
Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Отмена лимитов оживила "Семейную ипотеку" в России

Михаил Сергеев

Льготные кредиты с апреля будут доступны для покупки жилья на вторичном рынке

0
1175

Другие новости