0
1146
Газета Культура Интернет-версия

22.03.2010 00:00:00

Не радикальный Чехов

Тэги: хельсинки, гастроли, театр, премьера, чехов


хельсинки, гастроли, театр, премьера, чехов Иванов и Саша Лебедева из спектакля Городского театра Хельсинки.
Фото с официального сайта Малого театра

«Кажется, что-то похожее я уже видела», – заметила одна зрительница, сидя в зале Малого театра, где на прошлой неделе гастролировал «Иванов» из Хельсинки в постановке венгерского режиссера Тамаша Ашера. Действительно, два года назад в Москве показывали его же спектакль, который он поставил в Будапеште. Но повтор оказался не хуже оригинала.

События чеховской пьесы «Иванов» известный венгерский режиссер Тамаш Ашер перенес и во времени – в 70-е годы ХХ века, и в пространстве – все происходит в интерьерах среднестатистического Дворца культуры. Вероятно, советского, имея в виду, что имена у чеховских персонажей все – русские. В трех метрах от пола отмерен потолок, на котором – безликие и стирающие лица люминесцентные лампы. В таких «средних» интерьерах сегодня играют и Шекспира, и Чехова, и кого угодно еще, но Ашер, напротив, эти интерьеры использует, если можно так сказать, на пользу дела. В европейском театре люминесцентные лампы в конце концов сегодня не вставляет в свои спектакли только ленивый, а в спектакле Тамаша Ашера этот свет – на руку Чехову, поскольку в этом свете, выбеляющем лица, высвечивающем в каждом живом смертные черты, удобно жить героям «Иванова». У Ашера Иванов не стреляется, нет, – режиссер отказывается от финала, который Чехов вписал не сразу, – в спектакле Городского театра из Хельсинки силы покидают героя, он не раз и не два поднимает руку с пистолетом к виску, но – нет. Сил на поступок нет.

В «Иванове», который привезли в Москву из Хельсинки (после того как в Хельсинки месяц назад с огромным успехом сыграли «Чайку» Малого театра), режиссера увлекает сам Чехов, то есть те же вопросы, которые мучили и его, когда он вел своих героев от завязки к развязке, от невыстрела шутника Боркина в первой сцене к невыстрелу Иванова – в последней. Тема скуки, скуки, которая сродни болезни, скуки, разъедающей организм, переходящей в ненависть к близким, – эту мысль, эту тему режиссер проигрывает, перекатывает, поворачивая так и эдак, и если возникает ирония, порой – жесткая, то это ирония не к Чехову, а, если можно так сказать, из Чехова, повторяющая жесткий и жестокий, без иллюзий, без жалости взгляд на жизнь и на людей самого драматурга. Достаточно вспомнить сцену у Лебедевых, куда – от тоски, которая одолевает его дома, бежит Иванов. А тут – местная «знать», которая дохнет со скуки, не выпуская из рук кружки (не чашки!) с чаем, который лениво, подыхая от тоски, разносит слуга Гаврила. Вечный чай без крыжовенного варенья. Модель ада.

В России как-то не принято было искать и находить связи русского театра, русской актерской школы с театром Финляндии, хотя близость, географическая и культурная, вроде бы очевидна, но – не принято, как говорится, и все. А в спектакле Городского театра особенно заметно, что лучшие актеры здесь играют по таким близким нам и так редко встречающимся в наше время традициям психологического театра, – особенно, конечно, в игре Иванова (Рауно Ахонен), в игре Сарры (Йонна Ярнефелт). Иванов Ахонена – не красавец, лысоват, но – это видно – полон сил, живчик, и потому не странно, что за него, как за последнюю соломинку в этом-то крае, хватается Саша Лебедева. Но жить – нечем, сил для жизни нет. Он не сволочь, но от Сарры, которая когда-то ради него оставила дом, родных, сменила веру, его отталкивает простое и понятное – болезнь. К больному человеку, естественное чувство самосохранения, подходить не хочется, точно начинают действовать магниты, отталкивающие людей друг от друга. Вернее, Сарру, напротив, тянет к живым, к здоровым – что тоже естественно, а Иванова – влечет в противоположную от нее сторону. И нет сильнее сцены, чем та, в которой, облаяв зашедшуюся в истерике Сарру, уже сказав ей непростительную правду о ее скорой смерти, Иванов присаживается рядом с нею, и он молчит, и она, и они молча курят, – и так же жизнь, как сигарета в руке у каждого, сгорает. Очень быстро. Чехов это знал.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1804
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3785
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2839
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2313

Другие новости