0
2522
Газета Культура Интернет-версия

18.02.2010 00:00:00

В Бельгии о конкурсе скрипачей знают полицейские и таможенники

Тэги: музыка, конкурс, бельгия


музыка, конкурс, бельгия

Никита Борисоглебский (р. 1985) – солист Московской филармонии и один из самых известных сегодня в мире молодых российских скрипачей. После побед на Конкурсе имени Чайковского в Москве (2007) и на Конкурсе имени королевы Елизаветы в Брюсселе (2009) активно концертирует, участник программ Зальцбургского фестиваля, Летнего фестиваля в Рейнгау (Германия), многих других. Родион Щедрин и Александр Чайковский доверяют скрипачу исполнения премьер своих сочинений. Накануне очередного концерта, который на следующей неделе пройдет в Большом зале консерватории, скрипач ответил на вопросы корреспондента «НГ» Марины Гайкович.

– Никита, как складывается твоя творческая жизнь после Конкурса имени Чайковского?

– До этого был опыт консерваторской игры и выступления в камерном оркестре. Эдуард Давидович Грач, мой профессор, пытался сделать своих студентов солистами или артистами филармонии. Один из самых ярких моментов – концерт с Наумом Штаркманом, мы играли сонату Грига, и это было очень интересно. Одним из призов конкурса, как все знают, был пятилетний контракт с филармонией на все концерты по России. Стали поступать частые приглашения из разных городов. Наш контракт в самом разгаре, я им очень доволен. Кстати, и в этом контракте есть некоторые неудобства. Часто меня приглашают маленькие города, которые не готовы платить гонорар, заявленный в контракте, я же при этом готов там играть и за меньшие деньги. Иногда филармония дотирует такие концерты.

– Ты продолжаешь учиться?

– Да, я окончил аспирантуру Московской консерватории и сейчас учусь в Бельгии, это частная школа, там семь скрипачей, столько же пианистов и вокалистов. Мне очень понравилась система, по которой работает школа: за год ты должен сыграть десять концертов. Администрация помогает с инструментом и участвует в организации этих концертов.

– А какую цель ты преследуешь, продолжая учиться?

– У нас замечательная школа и великолепные традиции, но я чувствую, что в нашей школе неверно трактуются некоторые стили – например, барочный, классический и французская музыка. Вот решил начать с франко-бельгийской стороны. Ну и кроме того, всегда существует опасность армии.

– Как на Западе реагируют на Конкурс имени Чайковского?

– Конкурс, конечно, знают, но все-таки, несмотря на то что он широко освещался, общественность его практически не заметила. Думаю, сейчас, с появлением Гергиева, ситуация кардинально изменится.

– А все-таки в западной профессиональной среде что более весомо: Вторая премия Конкурса имени Чайковского или Пятая на Конкурсе королевы Елизаветы?

– Ну – Пятая в Бельгии, конечно. Этот конкурс там как национальное достояние, и все, включая полицейских и таможенников, о нем знают. Когда они видят скрипку, интересуются, участвовал ли я в конкурсе, какую премию получил.

– Как думаешь, что тебе помешало стать первым на Конкурсе имени Чайковского?

– Трудно сказать┘ Знакома ли тебе история с Мариинским театром?

– Да, помню, на фестивале «Звезды белых ночей» ты заменил солиста и сыграл концерт Брамса.

– Это было за пару дней до финала. Играть с Гергиевым было замечательно, но, видимо, этот концерт скушал часть сил.

– Твое внимание к современной музыке продиктовано собственными интересами или дружбой с композиторами?

– И тем и другим. Мне иногда присылают партитуры с просьбой познакомиться и исполнить. Это интересно, но нужно очень много времени, чтобы подготовить сочинение. Не всегда организаторы концерта встречают радостно предложения сыграть современную музыку. Легче, когда уже есть запланированный концерт с конкретными датами. Александр Владимирович Чайковский меня всегда поддерживал. Родион Щедрин и Майя Плисецкая благосклонны ко мне. Осенью в Мюнхене я участвовал в одном мероприятии, но не очень успешно. Они приходили на все выступления. Когда узнали, что кое-что не сложилось, то через несколько дней Родион Константинович позвонил со словами: «У меня есть три новости, и все хорошие». У них есть фонд в Америке, и этот фонд выделил мне грант. Кроме того, он порекомендовал меня для участия в некоторых концертах.

– Я знаю, что ты некоторое время преподавал в консерватории┘

– Да, я был ассистентом Эдуарда Давидовича, и мне этот процесс очень нравился. Но после Конкурса Чайковского я решил сосредоточиться на себе. И если уж быть совсем честным, то материальная сторона преподавательской деятельности, хотя это, безусловно, очень престижно, в нашей стране оставляет желать лучшего.

– Как ты видишь в идеале развитие своей карьеры?

– Быть в меру востребованным и не иметь 250 концертов в год. Для меня средняя цифра – 50: хочется, чтобы качество из-за нехватки времени не страдало. Конечно, есть музыканты, которые могут играть часто и много, а есть такие, кто делает одну программу и играет ее целый сезон, – например, пианист Григорий Соколов. Это, на мой взгляд, один из лучших музыкантов нашего времени. Я бы сказал так: пианистов сейчас много, а музыкантов – единицы.

– А за творчеством коллег следишь?

– Может, это прозвучит как зазнайство, но тем не менее я не очень люблю ходить на концерты современных скрипачей. Я фанат стариков – Хейфеца, Стерна, Ойстраха. Самый последний для меня старик – это молодой Третьяков.

– Чего, на твой взгляд, не хватает современному поколению?

– Проникновения в музыку. На мой взгляд, идет подмена смысла или красивым звуком, или какими-то техническими приемами. У скрипачей, которые сейчас на олимпе, безупречная техника, владение инструментом на высочайшем уровне, но вся свобода сводится к различным вариантам применения различных приемов. К романтическому виртуозному репертуару это очень подходит – там действительно чем красивее и проникновеннее, быстрее и чище сыграешь, тем лучше. Но взять исполнение концерта или сонаты Бетховена, то сразу слышно, что нет понимания внутренней логики, взаимосвязи. Я это чувствую, но не могу пока сказать, что сам хорошо это воплощаю. Но я к этому стремлюсь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


10 тысяч марок за голову писателя

10 тысяч марок за голову писателя

Андрей Юрков

Исполняется 140 лет со дня рождения Лиона Фейхтвангера

0
565
Баллада о подвиге, или Циркумференция

Баллада о подвиге, или Циркумференция

Илья Журбинский

Как убедительно вжиться в образ сельского абитуриента

0
325
Свежесть и ясность взгляда

Свежесть и ясность взгляда

Лола Звонарева

Переделкинский философ Георгий Гачев

0
420
В сердечной книге не желтеть страницам

В сердечной книге не желтеть страницам

Александр Сенкевич

Литературное наследие прошлого было для Юрия Ключникова камертоном, с помощью которого он настраивал свою лиру

0
315

Другие новости