0
622
Газета Культура Интернет-версия

11.02.2010 00:00:00

Балет из библиотеки


Эсмеральда – Мария Александрова.
Фото Дамира Юсупова, Большой театр

Существует мнение, что практически все сюжеты за долгое время существования мировой культуры давно известны. А свобода для маневра остается по большей части в смысле новых прочтений, постановок, декораций и прочего. Однако путь новаторства ради самого новаторства представляется сомнительным еще со времен Чехова, явно иронизировавшего в своей «Чайке» относительно «новых форм». А вот мода на ретро, воплощенная в современном исполнении, может дать потрясающий результат.

Лучшее тому подтверждение – возрожденная постановка классического балета Жюля Перро по мотивам романа Гюго «Собор Парижской Богоматери» «Эсмеральда». Первая в этом году серия премьерных спектаклей в Большом совпала по времени с сообщением о расширении сотрудничества театра с многолетним партнером – компанией JTI.

По признанию генерального директора Большого театра Анатолия Иксанова, в том числе и спонсорская помощь JTI помогла возродить классическую постановку балета с оригинальной хореографией Мариуса Петипа и массивными декорациями Ролана Пети в период реконструкции исторической сцены Большого. Театр получил великолепный балет в свой репертуар, а JTI в новом сезоне – статус «Официального спонсора балета Большого театра».

Надо сказать, сотрудничество JTI и Большого продолжается уже больше десяти лет. Результатом этих отношений стал ряд ярких премьер, в числе которых балет «Пиковая дама» в постановке Ролана Пети, восстановленная на сцене Большого авторская версия балета Юрия Григоровича «Легенда о Любви», премьерная постановка известного хореографа Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь».

Что же до современной версии «Эсмеральды», то этот спектакль никак нельзя назвать только лишь качественной реконструкцией. Постановщики Юрий Бурлака и Василий Медведев определяют свой спектакль как взгляд из настоящего на одну из самых успешных версий балета – знаменитую петербургскую постановку Мариуса Петипа конца XIX века. Тем не менее в ходе работы над новым балетом были изучены все варианты спектакля начиная с первой постановки Жюля Перро на сцене лондонского Королевского театра в 1844 году.

В итоге именно российская постановка 1899 года была выбрана в качестве ориентира, потому что этот спектакль приобрел ощутимый размах по сравнению с первыми, более камерными версиями и больше соответствует масштабным замыслам Большого театра. Даже несмотря на небольшие габариты Новой сцены, в «Эсмеральде» задействовано много персонажей, занято большое количество людей, и им есть что танцевать. А это, согласитесь, весьма немаловажный момент и для самой балетной труппы, и для зрителя, которому предоставляется возможность увидеть весь цвет танцовщиков Большого.

Так что для зачарованной публики нет ни спонсоров, ни театрального руководства, ни проблем затянувшейся реконструкции исторического здания театра – для них есть только таинство красоты танца на сцене.

«Исследуя различные пласты в истории балета «Эсмеральда», я представлял, какая из выбранных нами танцовщиц лучше всего подходила бы к той или иной его редакции, – рассказывает Юрий Бурлака. – Первый, лондонский, спектакль Перро я, безусловно, отдал бы Нине Капцовой. Наташа Осипова – это или спектакль Фанни Эльслер в Москве, или Вирджинии Цукки в Санкт-Петербурге. Конец XIX века – Карлотта Брианца, Матильда Кшесинская – представляю Марию Александрову. Для юной Анастасии Сташкевич спектакля из прошлого не придумал, но ее непосредственность и огромное желание сделать все-все-все, на что способна, тоже обещают интересный результат».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

В "русском мире" слышат лозунг "Своих не бросаем"

Екатерина Трифонова

Государственную политику репатриации заблокировала бюрократия на местах и в центре

0
1317
КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

КПРФ продолжают выпускать на Красную площадь

Иван Родин

Оппозиционная партия провела день пионерии при полном параде

0
1050
В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

В студиях и однушках трудно выполнять майский указ президента

Анастасия Башкатова

Доступность жилья остается ахиллесовой пятой рынка недвижимости РФ

0
1686
Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дунцовой намекают на сложности с регистрацией партии

Дарья Гармоненко

В "Рассвете" организовали уже более 30 региональных конференций

0
1353

Другие новости