0
2087
Газета Культура Интернет-версия

02.02.2010 00:00:00

Сентиментальный художник и физиология чуда

Тэги: музей, выставка


музей, выставка Леонид Тишков. Тайные знаки. Холст, масло.
Репродукция предоставлена Пресс-службой ММСИ

Художник пришел в Московский музей современного искусства в Ермолаевском переулке «В поисках чудесного». Так называется его ретроспектива, организованная ММСИ совместно с Крокин галереей. На четырех музейных этажах Леонид Тишков разместил инсталляции и видео, объекты, живопись и фото о своих героях. Даблоиды, стомаки и чурки, водолазы и вязаник 1980-2010 годов рождения устроились на временном месте жительства в соответствии с внутренней драматургией путешествия, устроенного для зрителей из Нижнего мира в Верхний.

Если бы кому-то пришла в голову безумная идея собрать творцов современного искусства в огромном присутственном месте с кабинетами и табличками на дверях (хорошо, что это невозможно!), то на маленькой дверце, за которой трудится Тишков, следовало бы написать: «Производит и делится чудесами».

Врач по образованию, он бередит собственные душевные раны, извлекая из них новое человеческое тепло. Тоскуя по ушедшим родным, вновь и вновь распускает на разноцветные ленты их одежду и вяжет что-то новое. Вот выставлен тишковский чехол для собственной души, а вот сделанный матерью вязаник ┘ Иллюстратор, он когда-то работал над Кэрроллом, Чапеком, Ильфом и Петровым. Потом стал обрастать мифологически-абсурдистской вселенной собственных героев, которую скрупулезно зарисовал, описал и материализовал в виде собственных книг (еще Тишков рисует для книг своей жены Марины Москвиной), объектов и инсталляций. Так, красные существа в виде ноги – даблоиды – олицетворяющие сумму всех известных человечеству символов, попали и на агитплакаты, и на свиток с эпосом. Даблоидная hand made индустрия включает в себя и фотографическое «портфолио», и свитера, и обои – ну и разумеется, даблоидов собственной персоной, которые могут появляться в самых неожиданных местах. Наконец, просто как художник он с одинаковой легкостью препарирует как идеи русского авангарда, так и символы восточной философии. «В отместку» Летатлину делает Летишкова, о поэме Велимира Хлебникова напоминает хлебно-макаронной инсталляцией «Ладомир», вместо «Черного квадрата» Малевича вешает в красный угол знак даблоида, – а то вдруг все тех же даблоидов «заворачивает» в Инь и Ян. Такое искусство, как столпник, может стоять на столпах разных культур, с тем, чтобы потом оттуда спрыгнуть и пойти своим путем.

На новой выставке дорога в поисках чуда проходит через Нижний мир, где копошатся даблоиды, ожившие чурки (деревянные болванки), стомаки (они устремлены в небо и несут печень, в которой обитает их душа), безликие водолазы. Дальше – мир Срединный. Там – хранилище семейной памяти с вязаником, клубками-«махориками», скатанными из обрезков старой одежды, и дедовским ватником, заплатанным крошечными фотопортретами. А Верхний мир отмечает переход от детских грез в романтические небесные эмпиреи со звездами в обувной коробке и балладой о любви к «Частной Луне».

Тишковский космос очень физиологичен. Он живет в своем ритме, с присущими всему живому процессами. Физиология же чуда складывается и из беспомощных в своей замкнутости водолазов, что не в силах оторваться от трубки-«пуповины». И из анатомической карты России с наглядным разъяснением органов и функций обоих полов для европейской и азиатской половины. И из подробно рассказанного появления всех чудаковатых персонажей Тишкова. Это пространство, преобразившееся из музея с экспонатами в мастерскую с личными вещами, в кажущейся хаотичности разбросанными-развешанными в залах. Очень светлый мир. А прийти сюда стоит хотя бы для того, чтобы заглянуть в «Ведра, полные светом» (дело не в розетке и не в пресловутых ваттах).

Работы Леонида Тишкова, кажется, говорят: ничто так не материально, как память, сколько бы мы ни твердили обратное. Но вообще, все это не очень-то хочется анализировать, раскручивать по винтикам и закручивать обратно. Когда много анализируешь, чувства притупляются. Они же «В поисках чудесного» играют главную роль.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1554
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1571
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1303
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
815

Другие новости