Дирижер Теодор Курентзис на открытой репетиции оперы «Воццек».
Фото ИТАР-ТАСС
Почти все, во всяком случае очень многие главные, то есть не только оперные и балетные события уходящего года, связаны с Большим театром. Сначала руководство, ссылаясь на кризис, отменило постановку второй оперной премьеры прошлого сезона (должна была состояться весной нынешнего года): постановка оперы Верди «Отелло» требовала огромного бюджета. По некоторым сведениям, идеи авторов спектакля начальству не понравились, и оно весьма изящно поймало двух зайцев – и сэкономило, и очевидно сомнительный продукт на сцену не выпустило.
Затем пошли кадровые перестановки. Для начала сменили начальника отдела творческого планирования. Новым стал Михаил Фихтенгольц – журналист и в первую очередь ловкий и удачный продюсер, которому всегда удается держать нос по ветру, то есть придумывать неординарные идеи и грамотно их реализовывать. Благодаря ему Московская филармония, например, может похвастаться козырными абонементами – «Оперные шедевры» и «Звезды мировой оперы в Москве». Фихтенгольц активно взялся за работу и сверстал творческий план театра до 2020 года. Очевидно, ему принадлежала и идея внедрения Молодежной программы по подготовке оперных певцов. Сказано – сделано: в октябре она была запущена, дюжина счастливчиков на два года попали под крыло Большого.
С 1 января в должность вступил новый худрук балета Юрий Бурлака, но кульминацией кадровых перемен стал уход музыкального руководителя и главного дирижера Александра Ведерникова. Заявление было сделано накануне летних гастролей в Ла Скала. Дирижер, очевидно, справедливо сослался на то, что у него постепенно отнимают право голоса, положенного ему по должности. К тому же «Воццека», которым должен был дирижировать Ведерников, вдруг отдали Курентзису. В Большом долго не горевали и созвали дирижерскую коллегию: Теодор Курентзис, Александр Лазарев, Василий Синайский, Кирилл Петренко и Владимир Юровский. А осенью на пресс-конференции по поводу открытия сезона представили нового музыкального руководителя, композитора Леонида Десятникова. В приветственном слове он выразил сперва удивление, а затем готовность служить Большому и пообещал приезжать из Петербурга перед каждой премьерой и присутствовать на официальных мероприятиях. Неподдельное удивление от этого заявления, честно говоря, до сих пор не прошло. Будь ваш покорный слуга на той пресс-конференции на месте Иксанова (как раз рядом с новым назначенцем), испытывал бы неловкость. А Иксанов выдержал это испытание с достоинством.
Театр тем временем готовил премьеру «Воццека». Общественное мнение бурлило: опера неподъемная ни для оркестра, ни для солистов, ни – самое важное – для публики. Важно, что параллельно развертывалась довольно туманная история, связанная уже не с творчеством, а с реконструкцией и реставрацией театра. При всей невнятности было ясно: если премьера Дмитрия Чернякова даст поводы к неудовольствию, скандала не избежать: Чернякову не позволят поставить спектакль на открытие основной сцены в 2011 году, а самого Иксанова вполне могут сменить на кого-то другого, уже давно приготовившегося сесть в это кресло и торжественно открыть отреставрированный театр.
К счастью для руководства Большого, премьера прошла успешно. И Курентзис не ударил в грязь лицом, и приглашенные солисты, отобранные Фихтенгольцем, показали класс. И даже собственные певцы увлеклись, не говоря уже об оркестре: местные музыканты посвящали «Воццеку» посты в своих блогах. Что ж, тем с большим интересом ждем «Летучую мышь», – ее мы увидим уже в новом году!