В московском Доме кино вручили премии Гильдии кинокритиков «Белый слон». Главный зверь достался дебюту театрального драматурга Василия Сигарева «Волчок» о тяжелой и сложной любви/нелюбви матери и дочери. Этот же фильм в июне стал главным лауреатом «Кинотавра», так что хотя бы моральная поддержка нового российского кино очевидна.
«Слоны» этого года по большей части обошли «классиков». Кроме аксакала Алексея Балабанова, получившего приз за режиссуру «Морфия», лауреатами главных премий Гильдии стали те, кто для стороннего глаза могли показаться неочевидными кандидатами. Алексей Мизгирев «переиграл» матерых сценаристов Юрия Арабова («Чудо») и Александра Миндадзе («Миннесота»), выиграв у них Слона за сценарий к фильму «Бубен, барабан». Этот же фильм обогатился призом за лучшую женскую роль, доставшись Наталье Негоде, вернувшейся на экран после 20-летнего перерыва. И хотя большинство прочили этот приз Яне Трояновой, очень талантливо сыгравшей в «Волчке» жуткую мамашу, критики все-таки оценили глубину игры Негоды по сравнению с яркой, но в большей степени лицедейской ролью Трояновой.
Лучшим актером года был посмертно признан Олег Янковский за роль митрополита Филиппа в картине Павла Лунгина «Царь». Сомнений в его победе не было (если, конечно, посмертную награду можно считать победой), как нет сомнений, что последующие кинематографические премии не обойдут его последнюю роль. Признаться, в посмертных награждениях есть некая изломанность – вряд ли следует жертвовать объективностью даже ради самых любимых ушедших. Митрополит Филипп - далеко не лучшая роль Олега Янковского (номинированный на Слона за главную роль в «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова Сергей Дрейден показал игру куда более высококлассную), и надо ли именно таким образом расписываться в любви к нему – большой вопрос.
Фильмом-событием критики признали «Россию-88» Павла Бардина – антифашистское кино в псевдодокументальной манере, которое, с успехом пройдя на Берлинском фестивале, умудрилось миновать российские экраны. А самарская прокуратура потребовала объявить фильм экстремистским и изъять его из оборота. Чего испугались самарские прокуроры, равно как и вся кинопрокатная братия России, в этом стопроцентно антифашистском и антиэкстремистском фильме – остается только гадать.
«Стиляги», фигурировавшие в наибольшем количестве номинаций, в результате утешились одном Слоном – за лучшую работу художника - ушедшим к Владимиру Гудилину и Юрию Фоменко. Показательное, между прочим, решение, способное в очередной раз навлечь на критиков упреки в небрежении вкусами «простого зрителя». Из всей киноиндустрии минувшего года в списках лауреатов оказался только один фильм с хорошими кассовыми сборами. Остальные ленты стали фаворитами многих международных фестивалей, но на родине счастливой прокатной судьбы не обрели.