0
1200
Газета Культура Интернет-версия

23.10.2009 00:00:00

Будет – не будет

Тэги: галибин, театр, драма, жироду


Худрук Александр Галибин взялся за театр всерьез. Кажется, безнадежная махина, толкаемая им с величайшим трудом, наконец-то покатилась с места и даже как-то с ускорением. Об этом свидетельствует и новая его премьера – «Троянской войны не будет», хотя и не без недостатков, она свидетельствует о векторе движения театра.

Пьеса Жана Жироду, кроме прочего, примечательна тем, что герои всем знакомы с детства: древнюю Грецию в хороших школах изучают досконально в младших классах по научно-популярным пересказам Одиссеи и Илиады, а тут – довольно свободное и ироничное повествование о «делах давно минувших дней». Злободневные и никем до конца не решаемые вопросы войны и мира, проблемы выбора, переделы собственности┘. В мире, где правят мужчины, женщина относится к объектам собственности, поэтому неудивительно, что похищение красавицы Елены послужило поводом к выяснению отношений, а затем и столкновению народов. Украли!

Кассандра, известная одинаково и талантом прорицательницы, и тем, что в ее прорицания никто не верил, зрила войну издалека. К войне в те давние времена готовились и готовы были почти все и всегда, все, но только не Андромаха и Гектор, счастливые своей семейной жизнью и ожиданием ребенка. Гектор только что вернулся с полей сражений, там насмотрелся на предсмертную агонию раненых и вот, пацифистсое семя упало в добрую почву: он больше не хочет ввязываться в безумие битв. Гектор понимает, что маленькая Троя обречена и готов теперь любой ценой удержать мир. Но спесивое окружение, не слышащее, не видящее смертельной опасности, не желает образумиться. У каждого - свои соображения, но, кажется, что только Гектору есть что терять. Ведь война – утоляет мечты тщеславцев, разумеется когда они выходят победителями.

У Гектора (Виктор Тереля) – роль бенефисная, очень значимая и выигрышная, жаль, что актер срывается постоянно в истерику, не выдерживая благородного достоинства своего героя. Не подобает почтенному мужу орать, топать ногами и брызгать слюной во все стороны. К тому же трагедия – как жанр – как-то особенно не терпит крика. Чем больше крика на сцене, тем ниже трагический градус. Надо отдать должное актеру (и режиссеру), в кульминационной сцене, когда разукрашенный черной краской войны Аякс (яркий дебют Павла Кузьмина) приходит оскорблять благородного Гектора, лишь бы вывести Трою на тропу войны, тот ведет себя сдержанно и достойно. Так, что враг восхищенно отступает.

Но войну уже не остановить: глупость гламурно-разукрашенного придворного шута, доморощенного поэта Демокоса (Виктор Кинах), и самоуверенность Приама и Париса (Михаил Ремизов и Станислав Рядинский), юношеская заносчивость моряка (Гела Месхи), и хитроумность Улисса (Евгений Самарин) перевесили благоразумность Гектора. В этом Жироду, написавший свою пьесу незадолго до начала Второй мировой, не отступает от правды истории и мифа. Интеллектуальная драма, говорливая и многословная французская пьеса, не входит в круг востребованных нашей публикой, особенно, конечно, в нынешнее время, но худо-бедно зрители справляются с плотностью текста, и даже живо реагируют, особенно, конечно, когда появляется возможность посмеяться. Или – когда на сцену выходят актрисы.

Женские роли – удача спектакля.

Появление Елены обставлено с помпой, пригодной скорее для кабаретной дивы (хореография и музыкальное оформление Эдвальда Смирнова). Она и выходит почти нагишом, прикрытая в двух местах плотно нанизанными бусами. Ирине Гриневой удается не разочаровать публику, все буквально просыпаются и впиваются в нее взглядами. Сексапильный образ великолепной блондинки удался Ирине Гриневой. Отпев и оттанцевав, ее Елена устало, как и положено звездной актрисе и царице, непринужденно снимает шиньон и накладные ресницы, легко превращается из куколки в обыкновенную стерву, чуть позже - в деловую леди, потом – в невинную глупышку, и, наконец, в смертельно уставшую от всеобщего безумия женщину.

Кассандра (Ирина Савицкова) – роковая девица, обладающая незаурядной внешностью и умом, с рождения обреченная на непонимание, и потому давно равнодушная к делам людским. Она пророчит с холодной отстраненностью, зная, что все напрасно, что конец неизбежен, и собственная смерть в первую очередь. Эта роль – первый выход Савицковой в Москве. До того она работала в Новосибирске и в Петербурге. Кажется, перед нами – большая актриса, способная увлечь и приковать к себе одним голосом, - сохраняя внешнюю отстраненность, как бы нейтральный цвет, она буквально завораживает своим голосом, в котором – как раз то самое, необходимое для трагедии богатство интонаций.

Андромаха (Анна Капалева) – живая, молодая, счастливая женщина. Ее огромные лучистые глаза полны любви к мужу и будущему ребенку. Она верит в могущество Гектора до самого конца, и со смертью мужа-героя ее жизнь теряет всякий смысл. Обреченно смотрит она с «городской стены» на истерзанный труп великого Гектора.

Вся история разворачивается на берегу моря, на белом песке, среди трех пляжных зонтиков и серебристого занавеса-задника, который хорош и как кабаретное зерокало, и как знак приговора судьбы, античного рока (сценография и костюмы Аллы Коженковой). Отдельный счет хочется предъявить программке: издевательски мелкий шрифт (не всякому зрителю по плечу, по глазам, то есть), кроме того, при всей известности греческих мифов, хотелось бы хоть что-то прочесть об авторе пьесы, о пьесе, да и о Трое и прекрасной Елене. Приятно, конечно, что в театре Станиславского такого высокого мнения о публике, но просвещения ради┘


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
922
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
573
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1125
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1113

Другие новости