Анна Нетребко смотрелась, как всегда, эффектно.
Фото Себастиан Матей
В Париже спустя три года после премьеры на оперной сцене Бастилии вновь идет самая популярная опера Доницетти «Любовный напиток» в постановке француза Лорана Пелли. Талантливый режиссер прославился на весь мир, когда поставил оперу Доницетти «Дочь полка» с Натали Дессей, которая триумфально исполнила главную партию в Ковент-Гардене, Венской опере и «Метрополитен-опера».
Действие «Любовного напитка» режиссер перенес из XIX в XX век, и развивается оно теперь реалистически-комично в итальянской деревне, где жители беззаботно катаются на велосипедах и мотороллерах эпохи феллиниевской «Дороги», тут же сосредоточенно бегает озабоченная собака, вызывая смех публики, а в какой-то момент на сцену выкатывается автофургон, расписанный рекламой и нагруженный бутылками с «любовным напитком». Главной частью декорации стал сеновал, сложенный из блоков спрессованной соломы. Здесь проходят многие сцены, ловко выстроенные режиссером и требующие физической ловкости от артистов. Такое по силам лишь молодым. В связи с этим вспоминается миниатюрная Екатерина Сюрина: она воздушно двигалась и обворожительно пела партию Адины в премьерном спектакле три года назад, шесть раз за 13 дней.
Теперь за две недели четырежды выступила в этой роли 38-летняя Анна Нетребко. Нельзя сказать, что нынешний состав исполнителей оперы был сильным, но всех манила широко разрекламированная Анна, ибо ее дебют на сцене Бастилии в опере Беллини «Капулетти и Монтекки» многих разочаровал. Но тогда, в мае–июне 2008 года, Анна была на шестом месяце беременности. Теперь, после рождения сына, певица предстала на сеновале Бастилии, где по долгу роли бегала босая и кокетливо почивала и для тех, кто помнит, по сену прыгала не так рьяно, как Сюрина. Оно и понятно – Нетребко экономила силы для пения.
В первой части спектакля она не выделилась своим вокалом среди партнеров. Да и оркестр под управлением итальянца Паоло Арривабени звучал несколько тускло и однообразно. Зато после антракта все изменилось к лучшему – артисты распелись, оркестр заиграл живо и красочно, публика стала аплодировать после удачно прозвучавших арий. Но на финальных поклонах Анну не удостоили столь желанной овации, стоя, хотя накануне спектакля газета «Фигаро» сделал певице хорошую рекламу. Справедливости ради нужно сказать, что в роли сельской арендаторши Анна хорошо выглядела и достойно пела, но до прежнего уровня и успеха певица пока недотягивает.
Для каждого меломана важно услышать в опере пение души и сердца. Если закрыть глаза, то красивый теплый голос Нетребко, однако, лишен тембровой индивидуальности и разнообразия красок. Ее нынешнему пению часто не хватает свободы, дыхания и дикции. Главное достоинство Анны – в ее феноменальной сценичности, даже кинематографичности, что позволяет ей трактовать роли необычайно искренне, пластически убедительно. Здесь важен и партнер, от которого Анна, если это достойный партнер, порой буквально воспламеняется. Излюбленными партнерами Анны являются ее супруг – уругваец Эрвин Шротт, и мексиканец Роландо Виллазон – тенор с вулканической экспрессией. Однако из-за недавно перенесенной операции на голосовых связках Роландо не смог петь вместе с Анной в «Любовном напитке». Его заменил дебютирующий в Парижской опере Джузеппе Филианотти – молодой выразительный итальянский тенор, который не смог разбудить в Анне ее былой азарт.
Париж