0
1334
Газета Культура Интернет-версия

03.09.2009 00:00:00

Кто-то потоптался в гнезде кукушки

Тэги: кино, премьера, чехов, шахназаров


кино, премьера, чехов, шахназаров Из Владимира Ильина получился превосходный Рагин.
Кадр из фильма «Палата № 6»

Чем труднее экранизировать классика, тем упорнее стараются режиссеры пересказать на экране его произведения. Рассказы Чехова экранизировать так же трудно, как, скажем, Бунина – слишком значим, слишком великолепен авторский текст, чтобы без него обойтись. И вот еще одна попытка – «Палата № 6» Карена Шахназарова сегодня выходит в прокат.

Никто не станет спорить: без потерь перенести на экран хорошую прозу невозможно. Либо остается лишь скелет, сюжет, либо он еще и обрастает режиссерскими виньетками. Что лучше, что хуже – сказать трудно.

Шахназаров перенес действие самого мрачного рассказа Чехова в современность, в 2007 год, оформив его как документальный рассказ о докторе Рагине (Владимир Ильин), с интервью его друзей и коллег. Текст Чехова звучит то за кадром, то из уст героев. Веселый почтмейстер Михаил Аверьяныч (Александр Панкратов-Черный), хваткий доктор Хоботов (Евгений Стычкин) и другие вспоминают печальную историю сошедшего с ума доктора, попавшего к тем, кого еще вчера он лечил.

Приходится признать: экранизировать рассказы Чехова, пытаясь сохранить язык, стилистику, проблематику, но при этом по возможности не отступать от оригинала, не только невозможно, но, пожалуй, куда более жестоко по отношению к писателю, чем делать фильм «по мотивам». Другой вопрос – насколько удачно это получится, но в любом случае Карен Шахназаров понял, что для чеховских рассказов надо искать особую форму. Манера «под документалистику» позволяет многое сохранить, многое не нарушить, в первую очередь – авторский язык, а следовательно, авторское отношение к происходящему. Канва чеховского повествования столь обширна и разнообразна, что позволяет вышивать на ней любые узоры, вплоть до самых смелых. Чем режиссер и воспользовался.

«Палата № 6» – не только самое мрачное произведение Чехова. Это тот сгусток мизантропии, что была более или менее равномерно разбросана по разным его рассказам и пьесам, а здесь выплюнулась густо, безжалостно. Трагический финал доктора Рагина, сумевшего заглянуть в бездну, да так там и оставшегося, предрешен. Порой надо сделать крохотный шаг, чтобы очутиться за почти невидимой гранью безумия. И что несомненно удалось режиссеру – так это выстроить превосходный дуэт – доктор Рагин и его оппонент Громов, Владимир Ильин и Алексей Вертков. Вертков играет голосом, интонациями, мускулами лица, жестами, его Громов, давний обитатель палаты № 6, нервен, эмоционален, ненавидящ. «Вы, фельдшер, смотритель и вся ваша больничная сволочь в нравственном отношении неизмеримо ниже каждого из нас, почему же мы сидим, а вы нет?» – он словно палицей размахивает обвинениями, а получает лишь невозмутимое рагинское: «Кто-то должен сидеть. Не вы – так я. Не я – так кто-нибудь другой». В отличие от своего партнера Ильин тяжеловесен, как мировая скорбь. Смотришь на него – и не понимаешь: чем он играет-то? Медлителен, невозмутим, глаза по большей части стеклянные, мимики – почти ноль, не говоря уж о жестах. Но в этом и есть высший пилотаж – сыграть сплошные отсутствия так, чтобы из них выковался сильный образ. У Ильина получилось замечательно.

Понятно, что жанр документалистики объясняет перенос действия в современность. И стопроцентно прав Карен Шахназаров, когда говорит об актуальности чеховского произведения. Впрочем, великое произведение на то и великое, чтобы на все времена, без срока давности. Только конфликт между современными реалиями и авторской стилистикой все равно неизбежен. Чудесный чеховский язык в устах сегодняшних героев порой звучит как ненужный артефакт, реликт, случайно затесавшийся в современную жизнь. И становится обидно за него – вроде как он есть, не тронут, а – не ко двору.

И еще важный момент. В картине участвуют реальные обитатели психиатрической лечебницы. Кто-то из них произносит собственный текст, кто-то – написанные слова. Разумеется, все они знали, что их снимают. Но от этого не легче. Далеко не все из этих людей способны отвечать за свои поступки, не все отдают себе отчет, в чем участвуют. Щекотливый вопрос, и вряд ли когда-то удастся его решить. Мерило одно – собственный такт.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
1033
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1408
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
1062
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
890

Другие новости