0
1097
Газета Культура Интернет-версия

10.08.2009 00:00:00

Ревность пророка

Тэги: выставка, преображенская, абстракционизм


выставка, преображенская, абстракционизм В 1960-х ее обвиняли в формализме...
Фото автора

Первая масштабная персональная выставка (говорят, персоналку поменьше устраивали еще в 95-м на Гоголевском бульваре) приурочена к 90-летнему юбилею художницы. Несколько десятков живописных работ с небольшими, но совершенно удивительными вкраплениями графики объединены под вывеской «Бессменный староста формализма». Но староста в группе Элия Белютина и ярлык формалиста за «безобразия» на Манежной выставке 62-го – это только часть маршрутов, обозначенных на Солянке с конца 40-х до 2008 года.

Вера Преображенская – женщина, исполненная спокойного и почти строгого чувства собственного достоинства. И – с отменным чувством юмора: когда на открытии ей вручили почетную грамоту за заслуги и прочее, и прочее – в ответ она тут же определила, что повесит ее на стенку.

Московская дорога ее занятий и увлечений (родилась Преображенская на Сахалине) началась на биофаке МГУ. Потом были изостудии, ученичество у Георгия Ряжского и кружок Элия Белютина «Новая реальность», в котором Преображенская обосновалась в начале 60-х. Белютинское объединение наряду с Лианозовской группой Оскара Рабина было одним из первых, кто в советском изо, не стесняясь, высказывался, так сказать, «против шерсти» соцреализма. Белютинцы искали реальность внутри человека, оглядываясь на экспрессионизм и абстракцию. На это наложилась разработанная самим Белютиным теория всеобщей контактности. Согласно ей, холст – как лакмусовая бумага, восприимчивое отражение всех конфликтов художника с миром, в том числе и со своим внутренним миром. В 62-м белютинцы открыли выставку на Большой Коммунистической (по иронии судьбы переименованной теперь в ул. Солженицына), сразу же оттуда часть работ (Преображенской в том числе) переехала в Манеж на «празднование» 30-летия МОСХа. Что было потом – известно. Хрущеву художники пришлись не ко двору – оттепель повернулась к новым заморозкам. Власть сама прочертила границу между своим и «другим» искусством.

Но дело даже не в этом: нынешняя выставка хронологически шире и, несмотря на название, не имеет цели показать борца и мученика. В работах Преображенской удивляет бешеный темперамент, который то взрывается такими красками и формами, о которых трудно догадаться, то загоняется едва ли не в лирические рамки. В 60–70-е – залы сохраняют хронологию: рядом с обычным «Синим портретом» девушки вдруг накатывает и разражается красно-оранжево-синим клокотанием «Ревность». Вот она, теория контактности. Она же в поисках «Моего вчерашнего настроения» и в попытке зафиксировать неуловимые черты и эмоции, растворяющиеся в цвете, но выскальзывающие из зеркала на автопортрете.

Пути формализма Веры Преображенской вьются в разные стороны. И к мирискуснической манерности, к примеру, Сомова – в тонких ироничных графических сериях «Пляска смерти» и «Memento mori», где средневековой (откуда пляска и пришла) выдержки скелеты то подсматривают за уединившимися в парке парочками (тоже как будто сомовской выделки)┘ то ведут пионеров. Художница любые влияния все равно преобразует в своем русле: возьмет ровно столько, чтобы сделать свое и другое. И если появится «Кумская сивилла» мощи микеланджеловского Сикстинского свода, то рядом будет совсем не ренессансное «Благовещение», где вместо Марии и архангела остается залитое божественным светом распахнутое окно. А позднее появится почти супрематический разлом «Изгнания из рая» с разделением на «до» и «после» и «Пророк» с пристальным даже не взглядом, а глазами, смотрящими сквозь синий холод и красное пламя (пророк ведь должен «жечь сердца людей!»).

Смелость быть разной выдаст на-гора – пусть и в разное время – то черное темперное «Утро» (да, черный рассвет), то экспрессионистские, геометризованные библейские сюжеты. То с каким-то почти щемящим чувством нежности расскажет безмолвный «Разговор», растворяющийся – или складывающийся из цветных песчинок-пылинок, разговор не слов, не глаз, а силуэтов с их еще только оформляющейся интенцией движений. То «Судью на мыло» с летящими за плоскость холста воспаленными, раздраженными глазными «фишками». И после обычных – «начальных» – реалистичных пейзажиков-зарисовок с Белого моря своевольно отобьет цветную дробь или с вызовом взмахнет юбкой-солнцем «Фламенко».

То, что раньше было обвинением в формализме, было и знаком принадлежности к кругу «своих», которым есть что сказать от себя. У нас сложился странный принцип устраивать «нераскрученные» выставки не просто, а не иначе как дождавшись юбилея┘ И если по этому случаю картина живописи определилась, то графика еще ждет своей очереди.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Лукашенко научит Россию регулированию цен

Лукашенко научит Россию регулированию цен

Михаил Сергеев

Евразийский банк развития обещает Белоруссии новое инфляционное давление

0
939
Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Пенсионеры спасут белорусскую промышленность

Дмитрий Тараторин

Лукашенко осознал дефицит рабочих рук и велел принять действенные меры

0
1261
Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Вклады россиян в банках не живут даже несколько лет

Анастасия Башкатова

Центробанк и Минфин заочно поспорили – из чего формировать источники длинных денег для экономики

0
1579
Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Иностранцев будут активнее учить российским традициям

Екатерина Трифонова

Работа по интеграции и адаптации мигрантов пока остается на региональном уровне

0
1098

Другие новости