Фото из семейного архива Натальи Тимченко
Сегодняшний оперный мир зачастую бывает жесток и несправедлив. Пробиться в него, особенно без влиятельных покровителей, почти невозможно. Одними только вокальными данными здесь не обойтись. Надо обладать хорошей фигурой, приятной внешностью, да при этом еще иметь стальной характер и огромную силу воли. Всего этого Наталии Тимченко не занимать.
В ее послужном списке – победы на многочисленных международных вокальных конкурсах, гастроли в Испании, Франции, Германии, США, участие в международных постановках Мариинского театра.
В Чикаго Наталия Тимченко прилетела вместе со своим будущим мужем, блистательным российским тенором Владимиром Галузиным, который на сцене Лирик-оперы исполнял партию Канио в опере Руджеро Леонкавалло ⌠Паяцы■. В июне состоялась их свадьба. Мы беседуем с Наталией Тимченко в уютной квартире в тихом районе одного из ближайших пригородов Чикаго.
Наталия Тимченко родилась в маленьком городке Змиеве Харьковской области. На фортепиано играла с пяти лет. После музыкальной школы поступила на вокальное отделение Харьковского музучилища. Потом была Киевская и Софийская консерватории, конкурс Пласидо Доминго ⌠Operalia■. На нем Тимченко не получила приза, но зато познакомилась с Ларисой Гергиевой. После конкурса Лариса Абисаловна пригласила Наташу в Академию молодых певцов при Мариинском театре.
Наталия Тимченко расказывает:═"До Мариинки я спела Татьяну в ⌠Евгении Онегине■ в Харьковской опере и Эльвиру в ⌠Дон Жуане■ на сцене Софийской оперы. С партией Эльвиры я пришла в Мариинский театр и спела ее уже через несколько месяцев, на первом курсе Академии. Потом год готовила новые партии, не выходила на сцену. Когда я стажировалась на втором курсе, в Мариинке должны были ставить ⌠Мадам Баттерфляй■. Гергиев объявил, что отбор будет через месяц. Лариса Гергиева вызвала меня к себе в кабинет: ⌠Срочно учи Баттерфляй. Чтобы через месяц знала наизусть■. У меня ⌠глаза на лоб полезли■. ⌠Как через месяц?■ - ⌠Да, Валерий Абисалович будет прослушивать. Ты должна знать.■ Я выучила Баттерфляй, спела на прослушивании, и меня выбрали на эту роль. Первый раз я пела перед Гергиевым, до этого он меня никогда не слышал. Потом мне Лариса Абисаловна сказала, что после прослушивания певиц на партию Баттерфляй, говоря обо мне, Гергиев произнес: ⌠Я не уверен, что это вторая Горчакова, но мне очень нравится■. Гергиевы сыграли огромную роль в моей жизни. Сначала меня заметила Лариса Абисаловна, потом ⌠эстафету принял■ Валерий Абисалович. Гергиев – личность уникальная. Его Бог одарил всеми талантами, и я счастлива, что работаю с таким дирижером. Он увидел во мне перспективную солистку, поверил в меня, после ⌠Мадам Баттерфляй■ стал давать новые роли. Сразу после Баттерфляй я спела Леонору в ⌠Силе судьбы■ и Амелию в ⌠Бале-маскараде■. Потом была Недда в опере ⌠Паяцы■. С Гергиевым я выступала в Баден-Бадене, на Кипре, в Вашингтоне, Лондоне... Я запомнила выступление в вашингтонском Кеннеди-центре. Тогда я впервые исполнила Лизу в ⌠Пиковой даме■. Накануне Володя приболел, и я от него заразилась. После спектакля мы собрались за кулисами. Валерий Абисалович меня поздравил, а я сказала, что сегодня было не лучшее мое выступление, добавив: ⌠Я немного заразилась от Галузина■. Гергиев помолчал и произнес: ⌠Не знаю, чем еще он вас заразил, но что талантом вы от Галузина заразились, это точно!■
- Гергиев любит хвалить солистов?
- Нет, комплименты он редко делает. В этом плане он немногословен. Когда мы пели с ним на фестивале в Баден-Бадене, я была поплотнее, чем сейчас. После спектакля он ко мне подошел и сказал: ⌠Спела-то ты, конечно, потрясающе, но похудеть стоит■. Это был большущий комплимент с его стороны. И я начала худеть.
- Маэстро сказал: надо!
- Маэстро знает, какая сегодня конкуренция в оперном мире. Только хорошо петь недостаточно – надо иметь стройную фигуру. Я стала худеть. Бегала, занималась спортом и через несколько месяцев уже была в форме. Потом влюбилась во Владимира, и любовь ⌠меня похудела■ еще больше... Когда я начала готовить партию Баттерфляй, меня все пугали: ⌠Что ты делаешь, маститые сорокалетние певицы боятся петь эту партию■. Мирелла Френи называла эту партию ⌠киллером для сопрано■. Мадам Баттерфляй – действительно убийственно трудная партия. Но я хотела доказать самой себе и людям, которые верили в меня, что я смогу. А в меня верили Лариса Гергиева и сам Гергиев.
- А решились бы взяться за меццо-сопрановую партию?
- Мне Володя много раз для концертов предлагал сделать арии Кармен ⌠Сигидилью■ и ⌠Хабанеру■. Надо подумать, это интересная мысль. Игровые, зажигательные арии – как раз для меня. Но пока я еще не перепела столько красивых арий для сопрано! Я еще молодая, время есть... Я люблю героинь с характером. Когда в героине есть характер, можно играть его разные стороны. В таких женщинах есть и положительные, и ⌠колючие■ отрицательные качества. Иногда женщина интересна как раз своей колючестью. Вот, например, Кармен. Своим непокорным характером эта страстная натура привлекает к себе кавалеров. Пока моими самыми запоминающимися партиями были Баттерфляй в Мариинке в постановке Мариуша Трилински и Татьяна в Харьковском оперном театре. Обе партии сделаны с мельчайшими подробностями, они блестяше продуманы режиссерами.
- Есть такие партии, за которые браться страшно?
- Есть одна партия, которую я мечтаю спеть: Катерина Измайлова в опере Шостаковича ⌠Леди Макбет Мценского уезда■. Я в концерте пела только одну арию из этой оперы. Я хочу и боюсь ее петь. Это партия, на которой, если ее петь неправильно, можно потерять голос, и такие случаи были. Очень трудная партия. Никакая Баттерфляй не сравнится.
- Наташа, вы приехали в Чикаго в тот момент еще с вашим будущим мужем Владимиром Галузиным. Не спрашиваю, как вы познакомились, потому что ответ понятен: в театре...
- (НТ) Конечно, в Мариинском театре.
- (ВГ) В Мариинском театре мы были коллегами, а потом случайно встретились в Барселоне, в театре ⌠Лисео■. В ⌠Хованщине■ Наташа пела Эмму. Наша совместная работа привела к тому, что больше мы уже не расставались. Летом у нас свадьба. Вот такой подарок подготовила нам Барселона.
- Какие подарки вы любите получать?
- (НТ) Бриллианты. (Смеется.) Вот мой бриллиант сидит. Со столькими каратами...
- (ВГ) Пробы негде ставить. (Смеется.)
- Где ваш дом?
- (НТ) Мой дом - там, где Володя. Если его нет, для меня это место уже чужое, и я хочу к нему.
- (ВГ) Наш дом там, где мы отдыхаем, а отдыхаем мы во Франции. В Петербурге мы не отдыхаем, мы там работаем.
- (НТ) Еще у нас есть курортная квартира в Болгарии – уголок, где мы получаем удовольствие от моря.
- (ВГ) Во Францию мы приезжаем на праздники, на каникулы. А так – то Чикаго, то Хьюстон, то Монте-Карло... Где новый контракт, туда и едем.