На поверженной стене.
Фото предоставлено Московским Домом фотографии.
Два не связанных между собой, но значимых события произошли в конце прошлой недели. В Государственном центре современного искусства прошла пресс-конференция, посвященная созданию Государственного музея современного искусства в составе нынешнего ГЦСИ. Напомним, что решение об этом было принято на коллегии Минкультуры 24 июля (см. «НГ» от 27.07.09). В другом месте и в другой час Московский дом фотографии совместно с рядом немецких и российских музеев открыл впечатляющий проект к 20-летию «Падения Берлинской стены».
Предполагаемый музей будет находиться в федеральном ведомстве и включать в себя не только российское, но и мировое contemporary art. Идея создания музея в Центре современного искусства опирается на западные образцы, тот же парижский Центр Помпиду. Вкратце повторим: площадь нового музея должна составлять около 25 000 кв. м, в основе коллекции – 2,5 тыс. единиц хранения, которые собрал ГЦСИ более чем за 15 лет существования. Это – планы.
С деталями пока туманно. Существовал инвесторский проект, согласно которому рядом с ГЦСИ должен был появиться вертикальный объем здания апарт-отеля, но в ходе кризиса инвестор самоустранился. Будущий музей станет тем самым 17-этажным вертикальным объемом, но теперь речь идет о новом проекте госфинансирования. По словам генерального директора ГЦСИ Михаила Миндлина, предпроектное предложение, готовившееся архитектурным бюро Михаила Хазанова для инвесторского проекта, оценивает работы примерно в 3 млрд. руб. Однако функция помещения изменится на 70%, поэтому нужна перепроектировка, и сумма может измениться. Если в 2009-м выделят деньги и финансирование не будет прерываться, то ориентировочно к концу 2011 года можно будет закончить со всеми проектно-изыскательскими работами, а уже строительство завершат в 2014–2015 годах.
Относительно конкретных средств замминистра культуры Павел Хорошилов осторожно ответил: «Я думаю, что в этом году 90 миллионов рублей должны выделить». Несмотря на проект госфинансирования, без инвесторов обойтись не удастся, хотя как их будут привлекать, осталось загадкой. Худрук ГЦСИ Леонид Бажанов уверен, что «если государство заявило, что вкладывает деньги, то бизнес-элита тоже захочет инвестировать в музей». Относительно коллекции Бажанов озвучил, что Минкультуры выделило средства на покупку произведений Дэмиена Херста, братьев Чепмен и Пола Маккарти. Также известно, что в формировании коллекции будущего музея выразили готовность участвовать некоторые галеристы, например, Владимир Овчаренко («Риджина») и Гари Татинцян.
В комментарии, который по окончании мероприятия дал Михаил Хазанов, говорилось, что «известно, что это будет очень сжатый по средствам проект, но у нас есть опыт строительства малобюджетных объектов. Качество архитектуры не напрямую зависит от цены вопроса». Предположительно облик будущего музея будет напоминать зачехленное произведение искусства. На вопрос корреспондента «НГ» о вероятности того, что из-за нехватки средств новый музей вообще не появится, Хазанов ответил: «Тогда это станет бумажной архитектурой. Но мысли материальны – если чего-то очень желать, то оно осуществится».
Теперь о выставочном. «Падение Берлинской стены» длится от фотографии с играющим на виолончели у исчезающей границы Мстиславом Ростроповичем до реконструированной Юрием Аввакумовым деревянной наблюдательной вышки, оглушенной лаем овчарок. Между ними – хроника трех десятилетий, разделенных на восток и запад, и хроника ноябрьских дней 1989-го.
Длинный репортаж (включая цикл знаменитого американского фотожурналиста, победителя World Press Photo 2009 Энтони Сво) с сухими, как бы бесстрастными подписями. Начало 1960-х, когда только появилась эта «черта»: с мутного черно-белого снимка, когда впервые в ФРГ перебежал пограничник ГДР. С восточной стороны стены лежит застреленный 18-летний беглец Петер Фехтер. Прикрепленные на сетку забора кресты с именами тех, кому тоже не удалось уйти. Мелькают воздушный шар (самый крупный в европейских пределах) и крошечный автомобиль (самый маленький в мире) – им граница поддалась. Эхом друг на друга стали стертое ныне граффити Дмитрия Врубеля «Поцелуй Брежнева и Хонеккера» и фото «братания» в 1989-м, только Брежнева сменил Горбачев. Вместо заключения – ретроспекция Петера Фришмута. Район Кройцберг 1982/2007. Внешне почти ничто не изменилось – кроме отсутствия границы.
На открытие выставки в Манеж пришли Михаил Горбачев и Евгений Евтушенко. Горбачев вспоминал свои тогдашние ощущения и говорил о сегодняшней политике, предостерегая от создания новых «разделительных линий». Берлинская стена приблизилась к кремлевской.