0
3368
Газета Культура Интернет-версия

02.06.2009 00:00:00

"Анна Каренина" без Анны Карениной

Екатерина Барабаш

Об авторе: Екатерина Барабаш, Санкт-Петербург-Москва

Тэги: кино, соловьев, премьера


кино, соловьев, премьера Позже у афиши с портретом Олега Янковского стали появляться цветы и зажженные свечи.
Фото автора

В Санкт-Петербурге в Михайловском театре прошла премьера фильма Сергея Соловьева «Анна Каренина». Долгая 14-летняя история мучительного, то и дело останавливающегося создания экранизации толстовского романа увенчалась шумной помпезной премьерой со звездной дорожкой, скульптурой героини перед входом, объявленным (но, как всегда, несоблюденным) дресс-кодом и губернатором Валентиной Матвиенко.

14 лет – долгий срок. За 14 лет можно пересмотреть отношение к героям, к автору, к кино вообще. За это время столько событий, столько радостей и горя, столько седых волос, что прийти к окончанию съемок таким, каким в них вошел, невозможно. Поначалу Каренину должна была играть Ирина Метлицкая. Но случилась трагедия – Метлицкой не стало. На ее место заступила вечная соловьевская муза Татьяна Друбич. И мы получили другую Анну Каренину и другую «Анну Каренину». Метлицкая была актрисой сильной, страстной, интеллектуальной. С Друбич все вышло иначе. Актриса с неповторимой внешностью, она создавала не образы, но их картинки, яркие, но бесстрастные фотографии, на которых видишь темные глаза, красивый изгиб рта. Не было до сих пор среди ее героинь и отдаленно напоминающей Анну по глубине красок. Друбич очень старается, но получается лишь уморительная мимика и заламывание рук. Приведя Татьяну Друбич в фильм, Соловьев словно изначально расписался в своем отношении к Анне, в недоверии к глубине ее переживаний. И то верно – эта Анна Каренина лишь скучающая красотка, находящая единственный выход своим чувствам в бесконечных истериках. Есть еще один щекотливый момент: Друбич существенно старше своей героини, и это – увы – видно, хотя режиссер и пытается это скрыть то за вуалью, то за нефокусной камерой, и оттого немножко неловко.

А уж когда вокруг Анны начинает клубиться весь мужской состав фильма, ловишь себя на том, что вслед за режиссером ступаешь на скользкую дорожку женоненавистничества, хотя и не собирался. Каждый мужской образ тут мощнее на порядок, тщательно продуман и отлично сыгран. Стива Облонский – одна из последних ролей Александра Абдулова в кино, сыгранная с былой абдуловской легкостью времен первых фильмов Марка Захарова, который, кажется, единственный по-настоящему использовал комедийный талант Абдулова. Он обаятелен, симпатичен и пуст, как бракованный орех, и эта легкость черствости Абдуловым показана замечательно. Сериальный красавец Ярослав Бойко, после долгих поисков и сомнений режиссера занявший место отпавшего Сергея Безрукова в роли Вронского, оказался удивительно к месту. Блестящий офицер, самец, словно вторая половинка своей любимой Фру-Фру – словом, этакий жеребец, он проходит тяжкий путь от пылкой страсти к взрослой жертвенной любви, на которую обрекает его капризная Анна и к которой он оказывается готов лучше ее.

И, наконец, Олег Янковский в роли Алексея Александровича Каренина. Янковский не отнимает у своего героя ничего и ничего ему не добавляет. Его Каренин жесток, он плоть от плоти своего зашоренного времени, винтик в колоссальной неповоротливой машине-махине, имя которой «Россия». По фильму он, кажется, влюблен в жену больше, чем до свадьбы, он страстен и отчего-то робок, он мстителен, как мальчишка, и только от этой молодой влюбленности, от этой мстительности и обиды берется городить дела с разводом, с отбиранием сына. Где-то рядом фонтанирует жизнь, обнаженный Вронский с сигарой в зубах мельтешит перед обнаженной Анной, молодость трубит о победе, а немолодой слезливый человек, законный муж, влюбленный в жену, отчаянно страдает. Янковский играет очень по-бытовому, его Каренин моментами феноменально несимпатичен и жалок, в глазу у него конъюнктивит, он шмыгает носом и норовит упасть в обморок. Но парадоксальным образом – чем истеричнее ведет себя Анна, тем мужественнее и красивее становится Каренин.

Остальные персонажи, включая Левина (Сергей Гармаш), Кити Щербацкую (Мария Аниканова), кузину Бетси (Евгения Крюкова) и всех остальных, – красочная массовка, одетая в безукоризненно восстановленные костюмы (достаточно сказать, что даже пуговицы имеют правильное тиснение) и снующая по безукоризненно восстановленным питерским интерьерам. Грамотно, очень уважительно к Толстому и необычайно скучно.

Последний кадр фильма – отрезанная поездом холеная рука Анны. Что еще, по мнению создателей фильма, может ожидать женщину, которая так испортила жизнь двум благородным красавцам, двум своим детям и еще целой армии ни в чем не повинных граждан? «Мне отмщение, и Азъ воздамъ». Каждый понимает как умеет...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Потребление больше не поддерживает российскую экономику

Михаил Сергеев

Обрабатывающая промышленность стала единственным драйвером роста ВВП

0
419
Жилье в России дорожает, но с замедлением

Жилье в России дорожает, но с замедлением

Ольга Соловьева

Застройщики ждут восстановления спроса на новостройки не раньше 2026 года

0
333
Россияне торопятся заработать на вкладах

Россияне торопятся заработать на вкладах

Анастасия Башкатова

Средневзвешенная ставка быстрых депозитов превышает 20% годовых

0
368
Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

Глава ВТБ: SWIFT нужно "убить" и больше не работать с этой системой

  

0
242

Другие новости