Софи Марсо (слева) и Моника Белуччи на премьере фильма "Не оглядывайся".
Фото Reuters
Говорят, в этом году в Каннах на 30% меньше гостей, чем в прошлом году. Мол, из-за кризиса. Однако в глаза это не бросается – толпы тут по-прежнему сравнимы с Вавилоном времен столпотворения, особенно в уик-энд. Через центр города приходится прокладывать себе путь чуть ли не локтями, а очереди в кино – будь то пресс-показ либо показ для публики – из года в год становятся все длиннее.
Впрочем, известно, что в моменты финансово-материальных кризисов люди наиболее остро нуждаются в духовных встрясках.
Что до встрясок, они уже постепенно подобрались вплотную – начало слегка потряхивать. Правда, фестиваль пока только раскочегаривается, впереди – известные хулиганы мирового киносообщества Ларс фон Триер с «Антихристом», Цай Минь Лянь с «Лицами» и почетный член компании Квентин Тарантино со своими «Бесславными ублюдками». Пока публика нежно привечает Жака Одияра с его картиной «Пророк», возмущается полуторачасовой расчлененкой производства филиппинца Бриллианте Мендоза (фильм «Кинатай»), осторожничает в оценках «Весенней лихорадки» Е Лу а-ля «Горбатая гора» и чешет в затылке, наблюдая за священником-вампиром в «Жажде» Пак Чхан-Вука, одного из новых каннских любимчиков.
Нынешний каннский конкурс радикален. Кажется, что Тьерри Фремо, президент Каннского фестиваля, умышленно сделал ставку на фильмы, способные возмутить, разозлить, испугать и даже вызвать рвотный рефлекс. Лишь бы не равнодушие. Словно испугавшись за судьбу кино в минуту общей финансовой депрессии, организаторы Канн-2009 постановили раскрасить кинематограф во все мыслимые и немыслимые цвета, по сравнению с которыми даже так полюбившийся в последнее время голубой заметно бледнеет. Конечно, цвет крови – самый впечатляющий. Его так много, что, кажется, все мы уже привыкли. Хотя, если честно, не совсем понятно, зачем в конкурсном фильме два часа расчленяют женщину. Ну, проститутка. Ну, с наркотиками перемудрила. Ну, в конце концов лишили ее за это жизни. Отпиливать-то, конечно, зачем? Голову отрезать – долго, с характерными пилящими звуками и последующим размахиванием отрезанных частей. Имеется в виду, что на этом фоне герой испытывает сильнейшие душевные муки. А нам каково?
Звезды самого крупного пошиба сюда пока не заглядывали, самые крупные здесь на сию минуту Моника Белуччи с маленькой дочкой и Софи Марсо. Они сыграли в фильме, представленном в программе «Полночный показ», – «Не оглядывайся». Две красавицы играют здесь одну героиню, и по ходу дела Моника Белуччи перевоплощается в Софи Марсо.
Второй год в Каннах работает российский павильон. Некоторые сетуют, что в этом году его разместили не так удачно, как в прошлом, – нет выхода на пляж. Но справедливости ради заметим, что народ туда заходит и киножизнь русского розлива кипит вполне бодро. Группа молодых кинематографистов, участвующая в программе The New Russians! российского павильона, вдохновленная упрочением положения российского кино на мировой арене, не отходя от стенда, даже написала письмо Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на тяжелое положение молодых российских кинематографистов. Чтобы поддержать их, следует, по их мнению, ввести в кинотеатрах специальные квоты на показы дебютных лент. Молодежь уверена, что такой шаг повысит интерес к ним потенциальных инвесторов. Однако трудно себе представить, чтобы указ президента обязал прокатчиков «катать» фильмы начинающих режиссеров. Тут бы классиков нормально прокатить┘
Нервничают не только молодые – взрослые российские прокатчики, обеспокоенные резким сокращением рынка DVD и сокращением кассовых сборов кинотеатров, здесь, в Каннах, обнародовали требование к американским производителям пересмотреть условия сделок, заключенных до кризиса, и снизить цены. Американцы, само собой, пока не спешат выполнять требование, удивляясь его нестандартности. Они ответили, что кризис не только в России, но почему-то никто ничего подобного не требует. А тем временем доля российских закупок на каннском кинорынке в этом году будет минимальной – нашим прокатчикам, увы, покупать не на что.
А внешне здесь все то же – шум, блеск, звезды, красная дорожка. Но приглашений на вечеринки заметно меньше – потому что меньше самих вечеринок. Жалеть об этом, впрочем, можно лишь умозрительно – все-таки пока самое интересное здесь – это кино. Пока будет оно, будет жив фестиваль.
Канны