В Каннах все готово к 62-му кинофестивалю.
Фото Reuters
Сегодня на Лазурном Берегу открывается 62-й Каннский международный кинофестиваль. В течение 11 дней жюри крупнейшего мирового кинофорума под председательством Изабель Юппер будет выбирать того, кому больше всех окажется к лицу «Золотая пальмовая ветвь». Выбирать есть из кого, в этом году список конкурсантов – словно Доска почета.
Имена живых классиков, сбившиеся на пятачке конкурсного «меню», заставляют предположить как минимум нескучное развитие событий. Такие имена, как Квентин Тарантино, Ларс фон Триер, Михаэль Ханеке, Энг Ли, Джейн Кэмпион, Кен Лоуч, Терри Гиллиам, собранные вместе, несут в себе заряд здоровой интриги, которая и есть главная составляющая всякого фестиваля.
Присутствие либо отсутствие российского кино в Каннах постепенно перестает быть отдельной больной темой. Прошли времена, когда мы то отчаянно злились, когда нас туда не брали, то так же отчаянно радовались, когда попадали хоть в самую второстепенную из программ. Теперь наше присутствие на Лазурном Берегу – непреложный факт, особенно после открытия в прошлом году Российского павильона, где в эти дни покажут новые работы Ивана Дыховичного, Ивана Вырыпаева, Игоря Волошина, Алексея Учителя, Бориса Хлебникова. А в программе «Особый взгляд» заявлено участие двух российских картин – «Сказка про темноту» Николая Хомерики и «Царь» Павла Лунгина. До недавнего времени эта программа, идущая параллельно с конкурсной и имеющая свои награды, была прибежищем радикального авторского кинематографа. Но и сам кинематограф, и представления о том, что такое этот самый «особый взгляд», претерпевают столь стремительные и кардинальные перемены, что название программы уже стало просто брендом, под которым может гнездиться все что угодно. Поэтому сильно радоваться тому, что аж две наши картины очутились в этой программе, вряд ли стоит. Все-таки надо признать: почетнее каннского конкурса ничего нет, по крайней мере на Лазурном Берегу в середине мая.
Для публики, прибывшей на фестиваль в этом году, вряд ли бросятся в глаза какие-то радикальные изменения – блеск и помпезность каннского мероприятия, наверное, умрут только вместе с ним. Однако кризис не мог не бросить свою тень и на этот праздник кино и красоты. Фестиваль лишился трех главных спонсоров и отменил несколько знаменитых ключевых вечеринок. Говорят, что организаторы отказались от элитных сортов шампанского на вечеринках, заменив его недорогими игристыми винами, и от традиционного фуа-гра. При этом бюджет фестиваля остался прежним – около 20 млн. евро. Известно, что многие звезды сократили время своего пребывания на французской Ривьере, предпочитая ввиду усложнения финансовой ситуации провести время в прежней роскоши, но уехать чуть раньше. Если раньше яхты в каннском порту фрахтовались влет и к началу фестиваля свободных парусников уже не было, то сейчас половина роскошных яхт болтается на приколе свободными.
Как обычно, уже с середины дня пальмы в непосредственной близости к знаменитой красной лестнице оказываются обвешанными людьми, как гроздьями бананов. Аккредитованные фотографы и телевизионные группы обустраивают места напротив и вокруг лестницы, где им предстоит прожить ближайшие 11 дней, по крайней мере вечера – точно, потому что хотя и станут в этом году поскромнее, но все же останутся звездами.
Впервые Каннский фестиваль откроется диснеевской анимационной лентой – это будет фильм «Вверх» американских мультипликаторов, рассказывающий о неожиданном воздушном путешествии сварливого старика в компании с мальчиком.