Народная артистка СССР Екатерина Максимова.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото)
Вчера у себя дома в Москве умерла Екатерина Максимова. Первого февраля этого года ей исполнилось 70 лет, однако же широко отмечать юбилей не стали. Она болела и в последнее время, когда появлялась где-то, некоторые не сразу узнавали ее.
Она была великой балериной, трагические партии удавались ей больше, чем кому-либо из тех, кто был рядом (а рядом – так вышло, совпало – тоже были великие и тоже народные). Возможно, потому, что трагическим было и ее собственное мировосприятие, ее собственные отношения с миром не были простыми.
Она окончила Московское хореографическое училище и сразу попала в Большой театр. Расцвет – мгновенный, фантастический! – пришелся на 60–70-е годы, когда она танцевала главные партии – в «Спящей красавице», в балетах Юрия Григоровича – в «Щелкунчике», в «Спартаке» (она была Фригией, с которой потом сравнивали всех других, Максимова была эталоном). В последние годы в связи с Максимовой часто вспоминали именно тот факт, что Григорович уволил ее из Большого театра (хотя тем же приказом была уволена и супруга самого Григоровича Наталья Бессмертнова), но, думается, еще важнее, что с партиями в балетах Григоровича связаны лучшие страницы ее жизни в Большом и лучшие страницы советского балета. Ее партнером был Владимир Васильев, партнером и мужем. Они были и красивой, и какой-то сказочной парой, особенно имея в виду амбициозный мир театра и прочие обстоятельства жизни.
Сегодня часто с восхищением сообщается о каких-то приглашениях и выступлениях наших солистов в Ла Скала или Парижскую оперу. Максимова танцевала на лучших площадках мира в пору, когда железный занавес жестко делил мир надвое. «На нее» ставили Бежар, Кранко и другие.
Маленькая, хрупкая, как будто и впрямь беззащитная, похожая и на цветок, какой-то чрезвычайно экзотический, и на фарфоровую статуэтку, она умела быть жесткой. Не случайно ее книга называется «Мадам «Нет». Жаль, что смерть – не из тех, кому можно ответить отказом...
«НГ»