Создатели мюзикла «Мата Хари» приготовили для зрителя не одну приманку: постаревшего штабс-капитана Жоржа Маслова, любовника Мата Хари, играет Эммануил Виторган в очередь с Владимиром Качаном, в роли молодого Жоржа - поп-певец Данко, роль Мата Хари отдали Теоне Дольниковой, получившей «Золотую маску» за Эсмеральду в «Нотр-Дам де Пари» (в «Мата Хари» она играет в очередь с Викторией Ланской). И сама история жизни Мата Хари завлекает, конечно, никак не меньше: исполнительница эротических танцев, сводившая мужчин с ума, расстрелянная шпионка, «гремучий коктейль из красоты, храбрости, порочности, жертвенности».
Как оказалось, Мата Хари в этом спектакле - второстепенный персонаж, заглавный, но не главный, вызываемый на сцену исключительно воспоминаниями ее постаревшего любовника, штабс-капитана Жоржа Маслова. Историю жизни Мата Хари авторы мюзикла представили на мелодраматический лад: здесь действуют отчаянный злодей Пшенек (Александр Ревенко в очередь с Мохаммедом Абдель Фаттахом), завербовавший Маслова, а потом, через него, и Мата Хари, предатель Жорж Маслов, малодушный, но раскаявшийся, и невинная жертва Маргарита Гертруда Гессе (настоящее имя шпионки), из любви к Жоржу Маслову пошедшая на смерть и «встретившая ее с той самой улыбкой, которая играла на ее губах, когда она танцевала». Режиссер Евгений Гинзбург все необходимые характеристики действующих лиц и мотивы их поступков вложил в уста Эммануилу Виторгану, так что остальным актерам вроде бы и играть ничего не нужно. Они играют самих себя и немножко иллюстрируют рассказ Маслова. То, что роль зрелой женщины (в 1917 году Мата Хари исполнился 41 год), отдали молодой Теоне Дольниковой, которая эту роль не могла бы «взять» просто из-за несоответствия психологических модусов, своего собственного и героини, можно было бы назвать ошибкой, если бы Дольникова пыталась что-то играть. Но она просто поет, счастливо улыбаясь, когда по сюжету счастлива ее героиня, и заламывая руки, когда приближается трагический финал. Поэтому никакого коктейля из «ума, храбрости, красоты, порочности, жертвенности» нет и в помине. Та же Лолита Милявская, которая выступила в спектакле в качестве режиссера-репетитора, могла бы сыграть эту роль с большим успехом.
Как драматическая нагрузка снята со всех актеров и возложена целиком на Эммануила Виторгана (он замечательно с ней справился), так и танцевальная часть отдана на откуп кордебалету: великая танцовщица Мата Хари в спектакле не танцует. На роль Мата Хари в мюзикле идеальна была бы актриса с равными вокальными и танцевальными данными. При отсутствии такого варианта, нужно было все-таки искать танцовщицу, ибо максимум, на который способна Теона Дольникова (ей это не в упрек), – незамысловатые движения руками в духе восточных танцев. Когда Жорж Маслов, устремив взгляд на Мата Хари, рассказывает, как она сводила мужчин с ума своими эротическими танцами, становится, право, неловко. Также неловко чувствуешь себя при взгляде на некоторые сценографические «изыски» спектакля вроде появляющейся на заднике, при раскате грома надписи «предатель» - кошмара, который снится Жоржу Маслову.
Ну а те, кто пришел на уже им знакомое и любимое, скорее всего, останутся довольны: Теона Дольникова, Данко и Эммануил Виторган равны себе.