Режиссер Валерий Тодоровский, кажется, сам не ожидал получить «Нику» за фильм «Стиляги».
Фото РИА Новости
Конечно же, так и хочется сказать, «несмотря ни на что┘», «вопреки┘» и т.п. Эти добавочки начали мелькать в связи с «Никой» еще восемь лет назад, когда Михалков повел войну против «Ники», учредив своего «Золотого орла». Потом вроде как-то успокоилось, две премии стали существовать параллельно, и все почти привыкли. Теперь «вопреки» и «несмотря» как никогда нагло вступили в свои права – на минувшем съезде СК РФ Михалков дал понять, что больше уживаться с конкурирующей премией не будет. И показал какой-то слайд, из которого явствовало, что «Орла» учредил Минкульт, а «Нику» – непонятные физические лица.
В ответ на это Игорь Шабдурасулов в самом начале зачитал список учредителей «Ники», назвав такие имена, как Вячеслав Тихонов, Карен Шахназаров, Григорий Чухрай, Георгий Данелия, Андрей Смирнов и многие другие. И покатилось.
То, что «Ника» не просто жива, а даже живее, чем раньше, стало ясно еще на подходах к Театру оперетты – знакомых раскрученных лиц в этом году было даже больше, чем когда бы то ни было. Чуть нервная и прокуренная атмосфера тесноватых для такого мероприятия кулуаров переместилась в зал, под крыло Юлия Гусмана, где даже особо разогревать публику не пришлось – благодаря последним событиям все и так были разогреты и даже перегреты.
Поначалу думалось: вот бы «Нике» стать в гордую позу и избежать шуточек в адрес «Орла» и прочих недругов. Потом стало ясно: не получится. Да и не надо. Слишком явно стало противостояние, слишком много выслушала о себе «Ника», чтобы выстроиться в позу интеллигентной богини. А приветствие президента РФ Дмитрия Медведева и вовсе поддало эйфории (хотя знающие люди намекали, что механизм высших приветствий такой сложный, что отменить это приветствие просто не успели). Словом, в Театре оперетты было шумно, накурено и действительно весело.
Главную «Нику», как уже известно, получили «Стиляги» Валерия Тодоровского, хотя большинство были уверены в победе «Дикого поля» Михаила Калатозишвили, безусловного фаворита минувшего сезона. Присуждение главной кинопремии года мюзиклу для киноакадемии – своего рода лишение девственности. Как-то привыкли все, что, несмотря на относительную многочисленность и разнообразие (по сравнению с тем же «Орлом») людей, входящих в эту академию, здесь, за редким исключением, превалируют эстетские вкусы. И то, что на сей раз победа досталась «народному кино», – в своем роде новшество. Ни хорошее, ни плохое – просто новая реальность. Как и то, что мы наконец научились делать мюзиклы.
Но все же совсем стать бок о бок со зрителем «Ника» не захотела – скажем, по словам прокатчиков, кассовый рекордсмен «Обитаемый остров» остался без премии, да и номинировался всего в двух номинациях – «лучший художник» и «лучший художник по костюмам». При этом несомненная художественная удача этого года – «Морфий» Алексея Балабанова совсем остался без внимания.
Впрочем, не это печально. Легкая эйфория от того, что кризис бушует, а мы живы, может очень скоро пройти. В этом году академикам голосовать было необычайно приятно – было из чего выбирать. Но не надо забывать: все это снималось до кризиса. Что будет делать «Ника» через год и из чего придется выбирать – большой вопрос.
Впрочем, даже если выбирать будет особенно не из чего, пусть останется главное утешение – сама по себе возможность выбирать. Это дороже, чем преодоление любой сложности перебоев в кинопроизводстве. «Ника» родилась в 1988-ом, в самом начале перестройки, еще до съезда народных депутатов и вывода войск из Афганистана. Это была первая независимая премия в стране, не отягощенная вниманием и сотрудничеством государства. Самую первую «Нику» получил Тенгиз Абуладзе за «Покаяние», это было по тем временам смело и символично. «Боюсь, это и все, что нам от этой свободы осталось», – сказал Андрей Смирнов. Хорошо бы, чтобы ошибся и чтобы название фильма Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь» стало в своем роде тоже символичным. Желательно во второй части названия.
ЛАУРЕАТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКОЙ ПРЕМИИ «НИКА» ЗА 2008 ГОД
- Лауреат премии в номинации «ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО» – Алексей Юрьевич ГЕРМАН
- Лауреат премии в номинации «ЗА ВКЛАД В КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ, КРИТИКУ И ОБРАЗОВАНИЕ» – кинокритик Юрий БОГОМОЛОВ
- ЛУЧШИЙ ИГРОВОЙ ФИЛЬМ: «СТИЛЯГИ» (кинокомпания «КРАСНАЯ СТРЕЛА», режиссер – Валерий ТОДОРОВСКИЙ, продюсеры – Леонид ЛЕБЕДЕВ, Леонид ЯРМОЛЬНИК, Вадим ГОРЯИНОВ, Валерий ТОДОРОВСКИЙ)
- ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ СТРАН СНГ И БАЛТИИ: «РАЙСКИЕ ПТИЦЫ» (Украина, режиссер – Роман Балаян)
- ЛУЧШИЙ НЕИГРОВОЙ ФИЛЬМ: «АНАСТАСИЯ» (кинокомпания «Элегия», режиссер – Виктор ЛИСАКОВИЧ)
- ЛУЧШИЙ АНИМАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ: «ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ О ТРЕХ ПОРОСЯТАХ» («Студия М.И.Р.», режиссер – Константин БРОНЗИТ)
- ЛУЧШАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ РАБОТА: Алексей ГЕРМАН-мл. («БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ»)
- ЛУЧШАЯ СЦЕНАРНАЯ РАБОТА: Петр ЛУЦИК, Алексей САМОРЯДОВ («ДИКОЕ ПОЛЕ»)
- ЛУЧШАЯ ОПЕРАТОРСКАЯ РАБОТА: Максим ДРОЗДОВ, Алишер ХАМИДХОДЖАЕВ («БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ»)
- ЛУЧШАЯ МУЗЫКА К ФИЛЬМУ: Алексей АЙГИ («ДИКОЕ ПОЛЕ»)
- ЛУЧШАЯ РАБОТА ЗВУКОРЕЖИССЕРА: Сергей ЧУПРОВ («СТИЛЯГИ»)
- ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА: Владимир ГУДИЛИН («СТИЛЯГИ»)
- ЛУЧШАЯ РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ: Александр ОСИПОВ («СТИЛЯГИ»)
- ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ: Олег ДОЛИН («ДИКОЕ ПОЛЕ»)
- ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ: Дарья МОРОЗ («ЖИВИ И ПОМНИ»)
- ЛУЧШАЯ МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА: Роман МАДЯНОВ («ДИКОЕ ПОЛЕ»)
- ЛУЧШАЯ ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА: Анна МИХАЛКОВА («ЖИВИ И ПОМНИ»)
- ОТКРЫТИЕ ГОДА: Валерия ГАЙ ГЕРМАНИКА («ВСЕ УМРУТ, А Я ОСТАНУСЬ»)
- Специальные призы Совета Академии «ЗА ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ В ИСКУССТВЕ ТЕЛЕВИЗИОННОГО КИНЕМАТОГРАФА», фильмы: «РЖЕВ. НЕИЗВЕСТНАЯ БИТВА ГЕОРГИЯ ЖУКОВА», «ОДНОЭТАЖНАЯ АМЕРИКА».