На днях в Мариинском театре прошел вечер примы Юлии Махалиной.
Фото ИТАР-ТАСС
Премьер, правда, не совсем новый. Денис Матвиенко уже был в труппе, даже станцевал премьеру «Золушки» и возобновление «Темы с вариациями». Но личный гастрольный график не согласовался с театральным, и мариинская карьера Матвиенко на этом закончилась. Возвращается он в более выигрышное для него время и в более высоком статусе. Теперь Денис Матвиенко танцовщик высокого класса, к тому же почти универсального репертуарного диапазона. Для театра, где любой выход премьера из строя становится репертуарной проблемой, а системы амплуа практически не придерживаются, это ценное пополнение (потому в довесок принята его жена и сохранен личный гастрольный график). Для танцовщика Мариинка – возможность сохранить «лицо» после расставания с Большим театром. А с должностью главного (по сути, единственного) премьера Михайловского театра он, похоже, расстался без сожалений.
Анастасия Матвиенко на статус примы откровенно «не тянет» и зачислена первой танцовщицей. В этом разряде сейчас все: и те, кому по нынешним беззвездным временам кажется, что пора в примы, и те, кто едва мелькает на горизонте театра, и «условные». В результате численность «первых» уже переходит границы допустимого.
Но штат прим в конце прошлого года тоже увеличился. Решение «по примам» было первым серьезным проявлением кадровой работы нового руководителя Мариинского балета Юрия Фатеева. Прежний завтруппой Махарбек Вазиев весной, накануне фестиваля балета (по сути, перед уходом, на прощание), произвел немало повышений. Но ни один «передел» не исправил главную проблему: нет статуса приглашенных примы или премьера. Как нет и положения вроде почетной примы (премьера). В отличие от Парижской оперы, где пенсионный возраст – жесткий рубеж, в Мариинке пенсионерам высшего ранга долго не решаются напомнить про возраст. Тем более намекнуть, что кондиции уже не те: при всем уважении к прошлым заслугам и нынешнему опыту едва не половина прим «не тянет» большой репертуар.
Безусловных, то есть тех, у которых есть имя и на которых при любых обстоятельствах зритель «ходит», по-прежнему две: Диана Вишнева и Ульяна Лопаткина. Последняя из назначенных при прежнем руководстве (и даже получившая звание заслуженной) Виктория
Терешкина все же по петербургскому счету не «властительница дум», а крепкий профессионал. Первая прима нынешнего руководства – Алина Сомова. Здесь Фатеев категорично обозначил свою позицию: модная танцовщица далека от высот академизма, демонстрируя некий индивидуальный танцевальный сленг (но эта проблема актуальна уже для всей труппы). Обе примы активно «тянут» основной ведущий репертуар. Похоже, сейчас руководство больше волнует не качество, а количество выступлений.
Что до стиля, то в списки прим вернулась ушедшая было «в отставку» Жанна Аюпова (которую логичнее было бы увидеть в списке репетиторов, как Эльвиру Тарасову). Аюпова – балерина романтическая, пожалуй, самого дефицитного типа в закаленной новой хореографией труппе. Будет ли она танцевать что-то кроме «Шопенианы» или «Сильфиды» – непонятно, но как раз в этих спектаклях заметнее всего недочеты нынешнего поколения в манере и стиле.
Вообще же примы и премьеры оказывают влияние на кадровые пополнения. В труппу приняты Иван Козлов, удобный партнер Ульяны Лопаткиной, и ее личный репетитор-менеджер Ирина Чистякова. Поработав с Дианой Вишневой, появился в Мариинке Юрий Смекалов (кстати, Матвиенко тоже танцевал с Вишневой).
Перестановка в иерархической сетке коснулась не только первых сюжетов – передвинулись артисты во всех разрядах, вплоть до кордебалета. Но – пожалуй, впервые – не только вверх, но и в обратном направлении. То есть намечена возможность не оставлять раз достигнутое положение, а корректировать «по состоянию».
Санкт-Петербург