В Доме актера на Арбате Сергей Юрский устроил вечер абсурда. Зная, как Юрский читает стихи и прозу, интеллигентный народ буквально набился в Большой зал. Ожидания оправдались. Юрский для начала прошелся по поводу абсурда вообще и «Лысой певицы» Ионеско в частности, затем показал свой фильм по мотивам Эжена Ионеско, и почитал Хармса. В одной программе Юрский объединил Даниила Хармса и Эжена Ионеско, потому что, считает он, речь - о двух мистически сопоставимых авторах. Исключено, что один из них знал и читал другого, но совпадения обнаруживаются потрясающие.
Surdus – на латыни означает глухой. Юрский повел речь о том, что глухоту душевную надо протыкать абсурдом, что об этом в свое время догадывались Рабле, Гоголь, Достоевский. У Чехова полно элементов абсурда. Абсурд – не просто нелепость, чепуха, это возможность, способность посмотреть на людей с другой точки зрения.
- Когда Ионеско был маленький, - рассказывает Сергей Юрьевич, - Он был румыном Ионеску. Потом родители перевезли его в Париж, и он стал выдающимся драматургом Эженом Ионеско.
Первую комедию (антипьесу) «Лысая певица» Ионеско написал в 1948 году. Она шла в самом маленьком театральном зале Парижа Ла Юшет. «Они не врубались в этот абсурд, потому что были иностранцы. Но мы ведь тоже иностранцы, поэтому мне захотелось перевести эту антипьесу поближе к нам. Это сейчас, - заметил Юрский, - без лысых не обходится ни один фильм, ни одна тусовка, а раньше лысина была позором, потерей, а уж лысая певица – просто абсурд». Театр абсурда – не чепуха, не набор слов, не развал всякой логики. Это насмешка над теми, кто болтает без умолку. Ионеско предугадал ту словесную лавину, которая понеслась в наше время из мембран телефонных трубок и мобильников.
Сергей Юрский написал сценарий и поставил фильм «По поводу лысой певицы», в котором Наталья Тенякова и Владимир Качан сыграли супругов Смит, а Дарья Юрская и Павел Ващилин – пришедших в гости к Смитам супругов Мартен. Сам Сергей Юрьевич предстал в комичном образе капитана пожарной части, которому было поручено в один прекрасный день потушить все пожары в городе, коих к огорчению капитана вовсе не обнаружилось.
В предисловии к своей русской версии «По поводу лысой певицы» Юрский обратился к аудитории:
- Абсурд не смешит, он отражает жизненную ситуацию, и лучше не выдумать никакому юмористу. В советское время юмор был полузапретным, все читали между строк. Он был тонким, полупрозрачным и ценился очень. Сейчас можно шутить где угодно и о чем угодно. Настало время улыбок и белых зубов, начищенных зубной пастой. Сегодня политикам спичрайтеры вставляют в официальные выступления специальные шутки. Это модно. Юмористов на каждом канале полно, никуда не спрячешься. Но куда девается все то, что снимается для канала «Культура»? Каким-то волшебным образом растворяется в эфире.