0
1699
Газета Культура Интернет-версия

19.02.2009 00:00:00

23-кратное почтение иконе

Тэги: выставка, икона, музей


В здании отдела личных коллекций Пушкинского музея можно увидеть около 130 икон из 23 частных коллекций. Иконы из Новгорода, Пскова, Москвы, Вологды, Ростова, Твери┘ Концепция выставки принадлежит Николаю Задорожному. Куратор от ГМИИ – Алина Логинова. Экспозиция, которую готовили около полутора лет, приурочена к 100-летию открытия (в прямом смысле – расчистки потемневших досок) древнерусских икон как художественных произведений.

Организаторы отсчитывают век с 1909-го, когда Илья Остроухов сделал из своего иконописного собрания музей, по уровню коллекции считавшийся лучшим в дореволюционный период. На самом деле, 100-летнюю годовщину все-таки стоит отмечать условно – с первых лет XX века, когда увлеклись иконой и начали очищать ее от позднейших наслоений и реставрировать Степан Рябушинский и Илья Остроухов в Москве и Николай Лихачев в Петербурге. В 1910-х прошли первые крупные выставки иконописи, потом грянула революция, собрания национализировали┘ В общем, ждать показа частных коллекций пришлось аж до 1974-го: тогда в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева каким-то неведомым почти образом устроили выставку «Древнерусская живопись. Новые открытия (из частных собраний)». Кстати, тот показ с новой выставкой в ГМИИ объединяет, например, участие реставратора Саввы Ямщикова, Алины Логиновой.

Список сегодняшних экспонентов внушительный. Кроме икон Михаила Абрамова здесь есть работы из собрания Сергея Ходорковского и Михаила Елизаветина (в прошлом году они втроем представляли свои собрания в Третьяковке экспозицией «Возвращенное достояние», а вещи из собрания Елизаветина экспонировались в Царицыне), Константина Воронина, Валерия Набокова-Алексеева, других┘ Кстати, среди коллекционеров, что, наверное, многих удивит, есть и известный ценитель актуального искусства Гари Татинцяна.

О том, что иконы сверкнули из-под потемневшей олифы (срок «светлой» жизни которой – несколько десятилетий, но не веков) яркими красками, говорили когда-то много и не без удивления – так, должно быть, удивлялись тому, что древнегреческие статуи имели раскраску. Иконы на выставке – раненые (кто больше, кто меньше), но уцелевшие памятники, рассказывающие свою жизнь. Сетка кракелюра – «общий знаменатель» древней живописи, тоже рана, она же патина жизни, которую стараются сберечь реставраторы. И вот судьба: тут пострадали плави личного письма, там стерт архитектурный орнамент, а вот зияющая рана – красочный слой иконы «Богоматерь Умиление Подкубенская┘» начала XV века из собрания Воробьевых сошел на нет до тканевой паволоки и даже до деревянной основы┘

К выставке прилагается фильм – минут на тридцать пять, наверное (а материала, говорят, отснято на 26 часов!). Истории икон и людей: как находили на чердаках, как иконы становились досками стен в сараях, как после войны из них резали ложки, как мальчишки катались на них с горок┘ и как среди этого вдруг удавалось найти что-то хорошо сохранившееся, совершенно удивительное. География знакомых подмосковных станций (Куровская, Удельная) преображается древними находками, тому пример – замечательное «Богоявление» конца XV века из собрания Воробьевых.

Один из необычных для выставки памятников – ростовские «Царские врата» конца XV века: в экспозиции они находятся с пометкой «в процессе реставрации». С технической точки зрения это – тестовое поле с зонами «до» и «после». А вот другой случай – «Святые князья Владимир, Борис и Глеб» конца XV века. Тут еще одна история – так называемая антикварная реставрация (конца XIX – начала XX века), в отличие от реставрации научной связанная с приведением в товарный вид. Это – факты «биографии» иконописи как культурного феномена.

Выставка не построена по хронологическому принципу и не предполагает определенного маршрута, но главное, что она позволяет увидеть, – это насколько разным умело быть искусство в рамках канона. Скажем, в атриуме музея два образца «Рождества», оба XVI столетия. Только один из Твери, с развитой пластикой фигур, с утонченными линиями, а другой – из Ростова, и образы иные – более угловатые, резче очерченные. Она, выставка, дает всем известному искусству Андрея Рублева и Дионисия широкий, хотя и анонимный, контекст. Наконец, она просто показывает красоту иконы, которая нуждается в защите. Как сейчас нуждается в ней «Троица» Рублева.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Павел Бажов сочинил в одиночку целую мифологию

Юрий Юдин

85 лет тому назад отдельным сборником вышла книга «Малахитовая шкатулка»

0
1150
Нелюбовь к букве «р»

Нелюбовь к букве «р»

Александр Хорт

Пародия на произведения Евгения Водолазкина и Леонида Юзефовича

0
813
Стихотворец и статс-секретарь

Стихотворец и статс-секретарь

Виктор Леонидов

Сергей Некрасов не только воссоздал образ и труды Гавриила Державина, но и реконструировал сам дух литературы того времени

0
393
Хочу истлеть в земле родимой…

Хочу истлеть в земле родимой…

Виктор Леонидов

Русский поэт, павший в 1944 году недалеко от Белграда, герой Сербии Алексей Дураков

0
551

Другие новости