0
1649
Газета Культура Интернет-версия

26.01.2009 00:00:00

Фотография в Рост

Тэги: манеж, выставка, портрет, фотография


манеж, выставка, портрет, фотография Юрий Рост среди своих фотографий и зрителей.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Ретроспектива Юрия Роста так и называется – «Групповой портрет». Приуроченная к его 70-летию (которое случится 2 февраля), она объединяет фотографии и тексты. Последние – вместо обычных подписей – истории тех, кто изображен на фото. То есть – рассказ неравнодушного автора. Значительная часть представленного отсылает к ростовской книге «Групповой портрет на фоне века», названной «Книгой года-2008», но в юбилейную выставку вошли и совсем другие снимки. В частности, черно-белый групповой портрет дополняют цветные пейзажи (из серии, что выставляли в московском метро). Известным людям и обычным, но не менее значимым героям повседневности нашлось место на удивительно неформальной ретроспективе.

┘Он ходил по Манежу, бросал розу стоявшему «на балконе» художнику Борису Жутовскому┘ А официальное открытие началось, вернее, расслышалось в словах Ольги Свибловой: «Кто видит Роста?» Убежал, вернулся, поговорил по телефону, рассказал байку. Без «душных» формальностей открыл выставку в честь себя.

Из своих 70 около 40 лет он составлял портрет века, вглядываясь в них (в век и в портреты – в лица) своим серьезно-лукавым взглядом. «Групповой портрет на фоне века» – книга Роста. Книга внушительная (шутка ли – трехкилограммовый фолиант), но совсем не размеры сделали ее создателя, когда в 2000-м это была еще просто серия фотографий, лауреатом Госпремии, а в прошлом году кроме звания автора «Книги года» еще и лауреатом премии Александра Блока (которую вручают за документальное произведение о России).

Обозреватель и фотокорреспондент («Комсомольская правда», «Литературная газета», «Московские новости», «Новая газета»), телеведущий («Конюшня Роста» на НТВ и REN-TV), Юрий Рост – это стоп-кадр, это возникшие за кадром (вслед за кадром или перед ним – вокруг кадра) слова, это, наконец, серия, цепочка кадров как ясно ощутимое потенциальное движение картинок. С точки зрения мастерства это значит выжать из материала максимум информации и выразительности. Но здесь не только информация и эстетика, тут – доверительный тон художника, рассказывающего портреты и показывающего истории.

37-й скорый 1986 года: возвращение академика Андрея Сахарова. От дверей поезда до разговоров на кухне. Или – «Самостоятельный философ Селиванов», обнимающий петуха бородатый старик в разночинской шапке. Алиса Фрейндлих «в зазеркалье» гримерки. Или – человек-карнавал, человек-коллаж Сергей Параджанов «в зазеркалье» своего тбилисского дома на улице Котэ Месхи (рядом – молодой Рост). Михаил Гаспаров. Или – младенец в коляске, стоящей «на пороге» уходящих в небо лестничных пролетов – на фоне ростовских рассуждений о неприятии вождей. Галина Уланова, Майя Плисецкая┘ Или просто девочка, горько плачущая в занавеску оттого, что не пустили на пристань. Или – «Девочка на шаре», но не знаменитая пикассовская циркачка, а азербайджанская беженка на шаре Земли. Илья Кабаков на фоне почтовых ящиков (лучший фон для автора стольких концептуалистских посланий). Кстати, ростовские фотографии и запись их с Кабаковым беседы по пути от Чистых к Сретенскому стала замечательным дополнением к осенней выставке Кабакова на Винзаводе. И просто «Мама в коммуналке». Мулатка с машинкой Singer вместо фруктового натюрморта на голове, а рядом – старуха с охапкой сена. Хотелось бы назвать всех┘

Отдельная часть (то, чего в книге нет) – «Групповой портрет на фоне мира. Эскиз будущей выставки». Там появляется цвет природы, в свободном полете птицы, в белом айсберге и черном песке – все равно они цветные. И – портретная галерея с призадумавшейся Галиной Волчек, с босоногим Юрием Норштейном с терьером, с Владимиром Спиваковым.

Объектив – читай взгляд – всматривается в лица, потом вдруг отходит и наблюдает издалека. Снимок сделан. А слова┘ Слова нанизываются на тонкую нить ощущений, которые надо поймать. Рост их ловит короткими фразами и длинными предложениями, слово за слово, постепенно и как бы на ощупь, но точно подбираясь к самому важному. В этих фотографиях нет специально придуманных сложностей. Они бы им не пошли. В них есть сострадание. После схода убившей людей снежной лавины в белом кадре остается маленькая черная фигура на кровати – выжившая – среди столбов линий электропередачи, засыпанных почти до макушек. Черное отчаяние и белая пустота, пустота теперь в большинстве, а фотографическое «белое на белом» кажется почти немыслимым.

И еще. Хотя, может быть, именно с этого стоило начать. Такая выставка вызывает добрые чувства: от нее, если угодно, получается большой терапевтический эффект. И есть надежда, что она делает нас хотя бы немного более человечными.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
707
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
696
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
569
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
392

Другие новости