0
1060
Газета Культура Интернет-версия

23.01.2009 00:00:00

Эпигон или наследник?

Тэги: театр


После ухода Анатолия Васильева с поста художественного руководителя созданной им "Школы драматического искусства" и после его отъезда театр очень полюбил говорить о самом себе. "Смерть дикого воина" - совместный проект Школы и ансамбля "Opus Posth" под руководством Татьяны Гринденко - стал уже пятым по счету спектаклем, в котором театр печалуется о собственной судьбе. До этого были "Торги" Дмитрия Крымова, "малоРоссийские песни" Александра Огарева, "Кориолан" и "Каменный ангел" Игоря Яцко.

Объединенные одной темой, спектакли были исполнены совершенно по-разному и уж точно в манере, отличной от той, которую исповедовал сам Анатолий Васильев. "Торги", текст которых целиком составлен из цитат произведений Чехова и, конечно, прежде всего из "Вишневого сада", был спектаклем о потере дома, типично крымовским - мягким, переливающимся, говорящим на языке образов. Александр Огарев, не гнушающийся водевильной поденщиной в бульварных театрах (вроде недавнего "Дамского портного" в Театре им. Пушкина), поставил "малоРоссийские песни" и как признание в любви Учителю и его школе (из текста спектакля можно вычитать историю театра, в спектакль включено интервью Анатолия Васильева, актеры проговаривают тексты в фирменной васильевской манере), и как спор с учителем (обращение не к классическим, а современным текстам, не целостность, а монтажность спектакля). Игорь Яцко - самый преданный ученик - сначала сравнил Анатолия Васильева с Кориоланом, изгнанным из Рима за то, что не пожелал показать плебсу боевые раны, а потом судьбу всего театра - с судьбой никогда до того не ставившейся пьесы Марины Цветаевой "Каменный ангел". Дело в том, что по первоначальному проекту зал "Глобус" должен быть увенчан фигурой трубящего ангела - эмблемой театра. Эмблема была заказана, отлита, но не выкуплена - опять же из-за проблем, обрушившихся на ШДИ. Игорь Яцко предложил постоянному соавтору Анатолия Васильева Игорю Попову взять на себя функции художника спектакля - так ангел, которому предназначалось место на крыше, стал действующим. Но васильевской гармонии, баланса между внутренним напряжением и внешней отстраненностью актерского существования, добиться не удавалось ни там, ни там: если в "Кориолане" даже проходные сцены проживались на пике, то "Каменный ангел", наоборот, получился холодным, бесстрастным.

В "Смерти дикого воина", продолжающей этот тематический ряд, налицо попытка максимально точно воспроизвести стилистику васильевских спектаклей. На сцене зала Манеж, где зрительские места расположены амфитеатром, много действующих лиц: десять музыкантов ансамбля "Opus Posth", семеро актеров и двадцать два солиста хора. Игорь Яцко здесь не только в относительно новом для себя качестве режиссера, но и в привычном - актера. Александр Огарев, Мария Зайкова, Кирилл Гребенщиков, Ольга Баландина чеканят фразы. Звучит музыка Владимира Мартынова, который ранее с Анатолием Васильевым уже работал над "Моцартом и Сальери", "Плачем Иеремии", "Илиадой. Песнью двадцать третьей". Сценическое пространство, придуманное Игорем Поповым, - светлое и легкое, костюмы, созданные Вадимом Андреевым, - простого благородного кроя и с "ориентальщинкой".

Спектакль составлен из трех стихотворений Даниила Хармса ("Смерти дикого воина", "Песни" и "Сна двух черномазых дам") и отрывка из "Войны и мира" и повествует, по словам Владимира Мартынова, о смерти русской литературы. "Истлевание слова в тишине, конденсация тишины в некое виртуальное слово - таково пространство смерти русской литературы и ее перехода в какое-то другое качество", - пишет композитор. Надо ли говорить о том, что из смерти литературы вытекает много и всяких других смертей в стране, где культура литературоцентрична, да и сама литература - синоним культуры? Структура спектакля воспроизводит структуру песни с тремя куплетами и припевом и становится как бы надгробной песнью всему, что дорого и что утрачено. Патетика с помощью выразительных средств не возгоняется, а наоборот, приглушается. Так, фрагмент "Аустерлицкое небо" актеры почти не интонируют, но, разложенный на голоса, он звучит невероятно пронзительно. Еще один ненавязчивый, но сильный прием: исполнители хора одеты в балахоны в черно-белую тюремную полоску, с длинными рукавами, как на смирительных рубашках. Как известно, Даниил Хармс закончил дни в психушке, а по одной из версий умер в новосибирской тюремной больнице.

В самом начале спектакля заглавное стихотворение Хармса "Смерть дикого воина" Игорь Яцко читает под размеренные и - мучительные для зрителя - удары. Эта пытка звуком служит предупреждением и напоминанием о том, что и Анатолий Васильев, и Владимир Мартынов не признают искусства, где есть безучастные зрители, и пытаются вернуть искусство в пространство ритуала, превращая всех зрителей в участников. По ходу спектакля, пока актеры замирают по краям сцены, уступая сцену хору и дожидаясь своих реплик, зрители тоже сидят не шелохнувшись: перед началом всех просят вести себя максимально тихо, чтобы не разрушить хрупкий спектакль, требующий абсолютной тишины.

Завет Анатолия Васильева - возвращать искусство к ритуалу - можно исполнить, только играя непсихологический театр, театр, имеющий дело не с внутренним, а с внешним миром. Само собой, этот завет невыполним до тех пор, пока театр будет ассоциировать себя с Кориоланом, Каменным ангелом, диким воином и прочими героями своих постановок. Говоря в общем - делать спектакли о самом себе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Номенклатура следующего хозяина Белого дома будет антикитайской

Владимир Скосырев

Проводниками внешней политики, вероятно, станут чиновники, считающие  КНР угрозой для США

0
1053
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
1308
Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Картофель россиянам привезут из дружественных стран

Ольга Соловьева

Кабмин выделит 30 миллиардов рублей на субсидирование льготных кредитов для аграриев

0
1338
Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Оправдательных приговоров по-прежнему четверть процента

Екатерина Трифонова

Обвинительный уклон обусловлен требованием стабильности судебных решений

0
1054

Другие новости