0
970
Газета Культура Интернет-версия

22.01.2009 00:00:00

"Портрет" без добавленной стоимости

Тэги: премьера, портрет, театр, премия


На этой неделе объявлены пять финалистов ежегодной премии Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона». Поощряя столичный премьеры, из тех, что вышли в прошлом сезоне, эксперты выбрали в итоге «Бесприданницу» (Мастерская Петра Фоменко), «Конька-Горбунка» (МХТ им. А. П. Чехова), «Берег утопии» (Российский академический Молодежный театр), «Женитьбу» («Ленком»), «OFFИС» (Театр им. А. С. Пушкина). Главный победитель и обладатель «Большого хрустального гвоздя» будет 2 февраля 2009г. в Театральном центре «На Страстном».

В этой информации для нашего сюжета важен десятичасовой эпос Молодежного театра «Берег утопии»: из всех артистов (играет вся труппа, некоторые – по нескольку ролей) на «Золотую маску» выбрали двоих, причем Евгений Редько играет вроде бы не главную, второго плана роль Виссариона Белинского. Все обратили на него внимание, все вмиг включили в сонм лучших актеров поколения, стали называть не иначе, как превосходным, великолепным, etc. И выбора, можно сказать, у Алексея Бородина, худрука Молодежного театра, уже и не было - надо было ставить спектакль «на Редько». Нельзя сказать, чтобы раньше худрук держал его в тени (можно вспомнить, например, «Лоренцаччо»), но по нынешним законам рынка, да и по обыкновенным законам театра игнорировать такой успех было бы неразумно. И вот, совсем скоро Редько сыграет Эгля в «Алых парусах», а пока – на открытие года Гоголя – актер сыграл в моноспектакле «Портрет». На большой сцене.

Да, когда спектакль еще только анонсировали, складывалось впечатление, что для такого эксперимента (в жанре фантазии для драматического артиста, гобоя и оркестра) выберут площадку небольшую, где виден будет каждый оттенок взгляда, а слышен – не только звук, но даже дыхание музыканта (не знаю, как для Персела и Штрауса, – для Мартынова и Бакши, конечно, одинаково ценны и ноты, и шорохи, а они-то в Гоголе знают толк, хотя разговор не о них, Мартынов и Бакши не участвовали в этом проекте). Но – нет, играют на большой сцене, где во всю сцену художник Станислав Бенедиктов выложил углом золоченую раму, где-то в воздухе повисает еще один ее фрагмент. Рама есть. Есть история. И подходящий герой.

Можно было бы и про юбилей вспомнить: мол, подоспел юбилей, 200 лет со дня рождения Гоголя... Но и тут у Бородина – оправдание, логика выбора: у Белинского к Гоголю был, как известно, свой, особый счет, споры-размолвки, пришло время свести концы с концами... Фантазии гобоя и оркестра исполняют в «Портрете» Алексей Уткин и руководимый им ансамбль солистов «Эрмитаж» (вероятно, трудность собрать всех вместе заставляет теперь ставить спектакль в афишу не чаще одного раза в месяц).

Сразу приходят на память спектакли, в которых «часть смысла» ложилась на плечи музыкантов. Один из самых известных и памятных – «Шум времени» о Шостаковиче, где вместе с английскими актерами театра Комплисите играл знаменитый американский Эмерсон-квартет. Более близкий нам случай – Сергей Летов, который буквально шел по пятам Раскольникова в «Празднике топора», в спектакле Михаила Мокеева. Можно также вспомнить соучастие Татьяны Гринденко и ее солистов в работах «Школы драматического искусства», хотя там музыканты держались обособленно, то есть как раз сходно с тем, как несколько сторонятся, не тянут одеяло на себя солисты «Эрмитажа». И сам Уткин – это видно – готов вести диалог с героем «Портрета», соглашаясь с его аргументами, иллюстрируя или даже больше – будоража в нем внутреннее смятение, – но в спектакле ему определено другое место. Своё – у драматического артиста Редько, своё, отдельное – у гобоя и оркестра. Без пересечений и взаимопроникновений.

Сразу же на ум приходят слова, которые произносит не у Гоголя, у Достоевского: что, мол, у русских, если два уважающих друг друга человека сойдутся вместе, то целых полчаса никак не могут найти темы для разговора, коченеют друг перед другом, сидят и взаимно конфузятся... Нечто подобное случилось и на сцене РАМТа: некая стеснительность мешает решительно смешать «коней, людей, стрелы», чтобы возник между ними сюжет, сцепление какое-то, – пока одно иллюстрирует другое, повторяя, но не углубляя сюжет. И Редько хорошо рассказывает, и Уткин и его музыканты – хорошо играют, довольно точно выбирая материал – по состоянию героя. Но в каком-то идеальном театральном пространстве (как, например, у Гёббельса) возможно ведь и взаимозаменяемость, когда один берет на себя функцию другого, и нота продлевает и усугубляет боль героя-художника, или же – умножает мистические ужасы еврея-ростовщика, который мстит с портрета, мертвый мстит, подобно Панночке, которая довершает свою месть, восставая из гроба...

Как-то неловко указывать уважаемому режиссеру на такие вроде бы очевидные недостатки. Неловко, с одной стороны. Обидно – с другой, поскольку нет сомнений в том, что Бородину интересно было достичь этой сверхреальной картины, которая только и могла возникнуть на пересечении двух реальностей – актерского исполнения и музыки, слово, история и звук, мелодия должны были наверняка дать «картинку», которая наверняка самого Гоголя заставила поёжиться от страха. Но – не вышло. Редько играет чрезвычайно эмоционально, безо всякой экономии растрачивая свой романтический темперамент, даже так, что жестикуляции, активного размахивания руками становится вдруг слишком много даже для большой сцены. Всё вроде бы кстати: и пюпитры, которые по воле художника сделаны в форме картинных рамок, в овале и в квадрате, и этот обломок рамы, который актер едва ворочает на сцене (такая и безо всякого ростовщика способна погубить, хватит и одного неловкого жеста...), ну и романтический пыл художника, который готов быть талантом искренним и неподкупным, а покупается случайно, но уж сразу и без остатка... Взгляд буквально искрит, на скуку нет никакой надежды, но и смысла – какого-то нового, особого – тоже нет. Поскольку речь – об отношениях капиталистических, кстати будет упоминание о добавленной стоимости.

В данном случае все остаются при своих - Бородин, Редько, Гоголь, его «Портрет», в свое время невысоко оцененный Белинским (как целое). А в искусстве, как пожалуй, нигде больше, прибыль не так важна, как добавленная стоимость.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1499
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3405
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2491
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2005

Другие новости