0
1157
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2008 00:00:00

Дни приоткрытых дверей в Кремле

Тэги: кремль, музей, выставка


кремль, музей, выставка На Москву скоро можно будет посмотреть с высоты «Ивана Великого».
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

Кремль, занимающийся реставрацией и музеефикацией своих памятников, праздновал в этом году 500-летие Архангельского собора и колокольни Ивана Великого. Ее-то, отреставрированную и оборудованную под музей, обещали показать в конце декабря. С другой стороны, открылся последний в 2008-м выставочный проект музеев Московского Кремля – «Искусство Блистательной Порты».

В первом случае двери для публики так и не открыли. Приоткрыли – и снова захлопнули, до весны. «Ивана Великого» публика наблюдает лишь со стороны, не заходя внутрь, уже 90 лет (с тех самых пор, как в Кремль пришли большевики). Бон-Фрязин перестраивал памятник в 1505–1508-м под главную (по количеству колоколов) колокольню и «высотку» Кремля. Первоначальный облик изменился в начале XVII столетия с появлением надстройки. На этом испытания не закончились – в 1812 году была взорвана звонница, но «Иван Великий» устоял. Прошедшая реставрация была первой научной в истории здания.

Сначала памятник обещали открыть в конце года, определив предварительную дату 20 декабря. Однако теперь сообщается, что колокольня откроется лишь в мае, а до тех пор будет работать в тестовом режиме: сегодня ее показывают журналистам, потом она будет доступна только специалистам. Музейная экспозиция (которая разместится внутри колокольни и будет существовать преимущественно в мультимедийном формате) будет посвящена истории Кремля и докремлевской территории на протяжении XII–XIX веков. Среди прочего в ней представлены карты, чертежи и панорамы, зафиксированные с высоты колокольни. Смотровая площадка – куда также обещают пустить весной – из-за погодных условий будет доступна в меньшей степени, чем музей. Но взглянуть очень хочется.

Во втором случае Кремль торжественно открыл экспозицию, а через нее и двери своих фондов. Чтобы со всей наглядностью, на которую только способны около 80 экспонатов и сопровождающие их развернутые пояснения, проиллюстрировать дипломатические (в виде подарков) и торговые (в виде дорогих заказов) связи между Русью и Османской империей (Блистательной Портой) в XVI–XVII веках.

Правда, стоит напомнить, что Царьград (Константинополь) и христианство еще в конце X века привлекли послов князя Владимира, отправленных «испытывать» разные веры, – именно красотой храма и службы. В 1453 году турки взяли Константинополь и начали организовывать империю на свой лад. Построили султанский дворец Топканы. Его обслуживали одновременно несколько тысяч человек, а продукция дворцовых мастерских пришлась по вкусу и за пределами Блистательной Порты. Русь, где в начале XVI века появилась доктрина «Москва – Третий Рим» (после Рима и Константинополя), тем не менее с турками хотела дружить. Расцвет отношений пришелся на XVI–XVII столетия.

Поделенный на войну и мир экспозиционный зал сверкает излюбленным в турецких предметах сочетанием рубинов и изумрудов, блестит золотом и заполняется орнаментом из тюльпанов, гвоздик, зерен граната┘

Война, от сражения до церемоний с военным снаряжением, – не только демонстрация физической силы, но и стремление ослепить мощью превосходства. Тонкости ратного дела на выставке демонстрируются, к счастью, только на уровне оформления и терминологических изысков. Участвовавшим в церемониальной части лошадям полагалось до пяти попон-чалдаров – не из чего-нибудь: из расшитого золотом бархата. Шлем боярина Мстиславского, перешедший после его кончины к государю, украшен арабской надписью о победе и об отпущении грехов, бывших и (что самое замечательное) будущих! Клинки сабель и мечей – то с арабской вязью, то (экспорт в Порте был отлажен) с медальонами, изображающими Богородицу с младенцем и святого Георгия. Ножны, кажется, украшены с не меньшей роскошью, чем оформлялись на Руси оклады священных книг┘

По другую сторону от ратных дел – саккос и комнатный кафтан патриарха Никона, саккос митрополита Дионисия, причудливо объединяющий Марию с Христом и традиционные восточные узоры на ткани. Имена со страниц истории, страшные факты с тех же страниц обретают плоть предметов. Неподалеку – карманные часы с календарем, с женевской начинкой и со стамбульской оболочкой. Или – агатовая чаша, где рука мастера превратила камень в полупрозрачную скорлупу. Воинственный Восток. И Восток тонкий.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
610
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
731
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
688
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
686

Другие новости