0
1174
Газета Культура Интернет-версия

25.12.2008 00:00:00

С Поварской на Сретенку

Тэги: театр, архив, васильев


Неожиданно стало известно: незадолго до Нового года с Поварской, где когда-то родился театр Анатолия Васильева, на Сретенку, где теперь располагается основанная им «Школа драматического искусства», перевезли весь архив. А актеры театра должны освободить помещения до конца декабря. Что будет с архивом и куда деваться актерам? Ответ на эти вопросы попытался найти корреспондент «НГ».

Коротко предыстория: Анатолий Васильев, когда его лишили права быть директором основанного им театра и когда его театр лишили помещения на Поварской, отказался возвращаться в Россию. И сейчас работает во Франции, преподает театральное дело в Лионе. В Москве, на Поварской, остался архив театра, остались поставленные им на Поварской спектакли. И – актеры, которые когда-то поселились в комнатах бывших коммунальных квартир.

Помещения на Поварской (когда-то давно фигурировали данные – более 3 тыс. кв. м) передали дирекции проекта «Открытая сцена». И они попросили «Школу драматического искусства» архив Васильева забрать к себе. А актеров театра – переселиться. Естественно, пошли разговоры: квартиры Департамент культуры Москвы сейчас переведет обратно в жилой фонд и продаст. Момент, конечно, не лучший, но квартиры на Поварской все равно дороги.

Директор «Открытой сцены» Юрий Захаренков рассказывает, что история с архивом – простая: одну из квартир, в которой как раз и находился архив и музей, залило (над театром – обыкновенные квартиры, там и вправду живут люди). От греха подальше решили: надо освобождать помещения. Правда, о самом архиве данные разнятся. Захаренков говорит о нескольких коробках, директор «Школы драматического искусства» Алексей Малобродский – о 140 увесистых коробках. Их уже перевезли на Сретенку и временно опечатали помещение.

Захаренков признается, что в архив Васильева его не пускали, хотя помещения несколько лет находятся у «Открытой сцены». «Туда, – говорит он, – приходил один человек раз в неделю – раз в две недели... По-моему, такие помещения не должны простаивать и пустовать». Саму возможность перевода квартир обратно – из нежилого фонда в жилой – Захаренков решительно отрицает. «Это чушь», – говорит он, замечая при этом, что нарушения допускались как раз при Васильеве, который в нежилом фонде селил актеров и, принимая на работу людей, в договоры вписывал обязательство по предоставлению им жилплощади. Таких, как называет их Захаренков, заложников оказалось немало – и актеров, и технических сотрудников театра. Сегодня, когда их выселяют, они все ссылаются на эти договоры.

Чтобы ситуация была совсем уж ясной: в ведении «Открытой сцены» сейчас три квартиры на Поварской, одна действовала как гостиница и опечатана до сих пор, в двух проживали артисты – естественно, на птичьих правах (квартиры же – в нежилом фонде!), плюс две студии: в одной и сейчас идут спектакли Студии Дмитрия Крымова, в другой был архив. Там сейчас идет ремонт, и, говорит Юрий Захаренков, потом будет еще одна площадка. Сейчас важно потратить деньги, выделенные на ремонт. Пока они есть. С ремонтом, правда, тоже возникли проблемы: вдруг выяснилось, что Васильев и художник Игорь Попов зарегистрировали интерьеры на Поварской как свою авторскую собственность, и любое изменение теперь чревато обращением в суд. Но поскольку Васильев далеко, решили, что ремонт ждать не может. Но даже при ремонте недавно прошел фестиваль студенческих спектаклей. В среднем в репертуаре «Открытой сцены» – от 12 до 18 работ.

Актерам, которые проработали в театре по пять–десять лет, предлагают теперь снимать квартиры, правда, обещают оплачивать половину арендной платы. А Захаренков обещает на улицу никого не выгонять – ждать, пока актеры найдут приемлемые варианты.

А что с «бумажками»? Дело в том, что Васильев – фигура-то мирового масштаба. И раз уж его лишили театра, вернуться в Москву он мог только по одной причине – работать со своим архивом, изучать свой опыт и передавать его другим. Теперь, получается, его лишили и этой возможности.

По словам Алексея Малобродского, первоначально была договоренность с «Открытой сценой», что архив и музей останутся на Поварской. Два года так и было, но минувшей осенью театру поставили условие – освободить все помещения на Поварской. Спектакли Васильева, которые там шли, перенесли на Сретенку еще летом, на Поварской из васильевского репертуара сейчас остались только два спектакля Дмитрия Крымова.

В архиве есть и личные материалы Васильева. Например, нерасшифрованные аудио- и видеозаписи, лекции, статьи, есть и материалы, созданные при участии Васильева, но и при затратах театра. Алексей Малобродский говорит, что уважает закон и понятие интеллектуальной собственности и не намерен распоряжаться архивом без согласования с владельцем. Его задача – физически его сохранить. Но как? Помещение для временного хранения нашли. А дальше что? Группа сотрудников театра написала письмо в Департамент культуры Москвы с просьбой после ремонта вернуть архив на Поварскую. Надежд на такое решение немного. Но если пауза затянется, что-то может и пропасть.

А ведь архив этот можно назвать культурным достоянием России и мирового театра, хотя кто-то, наверное, скажет, что в этих словах слишком много пафоса.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
819
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1025
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
934
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
931

Другие новости