Неожиданно стало известно: незадолго до Нового года с Поварской, где когда-то родился театр Анатолия Васильева, на Сретенку, где теперь располагается основанная им «Школа драматического искусства», перевезли весь архив. А актеры театра должны освободить помещения до конца декабря. Что будет с архивом и куда деваться актерам? Ответ на эти вопросы попытался найти корреспондент «НГ».
Коротко предыстория: Анатолий Васильев, когда его лишили права быть директором основанного им театра и когда его театр лишили помещения на Поварской, отказался возвращаться в Россию. И сейчас работает во Франции, преподает театральное дело в Лионе. В Москве, на Поварской, остался архив театра, остались поставленные им на Поварской спектакли. И – актеры, которые когда-то поселились в комнатах бывших коммунальных квартир.
Помещения на Поварской (когда-то давно фигурировали данные – более 3 тыс. кв. м) передали дирекции проекта «Открытая сцена». И они попросили «Школу драматического искусства» архив Васильева забрать к себе. А актеров театра – переселиться. Естественно, пошли разговоры: квартиры Департамент культуры Москвы сейчас переведет обратно в жилой фонд и продаст. Момент, конечно, не лучший, но квартиры на Поварской все равно дороги.
Директор «Открытой сцены» Юрий Захаренков рассказывает, что история с архивом – простая: одну из квартир, в которой как раз и находился архив и музей, залило (над театром – обыкновенные квартиры, там и вправду живут люди). От греха подальше решили: надо освобождать помещения. Правда, о самом архиве данные разнятся. Захаренков говорит о нескольких коробках, директор «Школы драматического искусства» Алексей Малобродский – о 140 увесистых коробках. Их уже перевезли на Сретенку и временно опечатали помещение.
Захаренков признается, что в архив Васильева его не пускали, хотя помещения несколько лет находятся у «Открытой сцены». «Туда, – говорит он, – приходил один человек раз в неделю – раз в две недели... По-моему, такие помещения не должны простаивать и пустовать». Саму возможность перевода квартир обратно – из нежилого фонда в жилой – Захаренков решительно отрицает. «Это чушь», – говорит он, замечая при этом, что нарушения допускались как раз при Васильеве, который в нежилом фонде селил актеров и, принимая на работу людей, в договоры вписывал обязательство по предоставлению им жилплощади. Таких, как называет их Захаренков, заложников оказалось немало – и актеров, и технических сотрудников театра. Сегодня, когда их выселяют, они все ссылаются на эти договоры.
Чтобы ситуация была совсем уж ясной: в ведении «Открытой сцены» сейчас три квартиры на Поварской, одна действовала как гостиница и опечатана до сих пор, в двух проживали артисты – естественно, на птичьих правах (квартиры же – в нежилом фонде!), плюс две студии: в одной и сейчас идут спектакли Студии Дмитрия Крымова, в другой был архив. Там сейчас идет ремонт, и, говорит Юрий Захаренков, потом будет еще одна площадка. Сейчас важно потратить деньги, выделенные на ремонт. Пока они есть. С ремонтом, правда, тоже возникли проблемы: вдруг выяснилось, что Васильев и художник Игорь Попов зарегистрировали интерьеры на Поварской как свою авторскую собственность, и любое изменение теперь чревато обращением в суд. Но поскольку Васильев далеко, решили, что ремонт ждать не может. Но даже при ремонте недавно прошел фестиваль студенческих спектаклей. В среднем в репертуаре «Открытой сцены» – от 12 до 18 работ.
Актерам, которые проработали в театре по пять–десять лет, предлагают теперь снимать квартиры, правда, обещают оплачивать половину арендной платы. А Захаренков обещает на улицу никого не выгонять – ждать, пока актеры найдут приемлемые варианты.
А что с «бумажками»? Дело в том, что Васильев – фигура-то мирового масштаба. И раз уж его лишили театра, вернуться в Москву он мог только по одной причине – работать со своим архивом, изучать свой опыт и передавать его другим. Теперь, получается, его лишили и этой возможности.
По словам Алексея Малобродского, первоначально была договоренность с «Открытой сценой», что архив и музей останутся на Поварской. Два года так и было, но минувшей осенью театру поставили условие – освободить все помещения на Поварской. Спектакли Васильева, которые там шли, перенесли на Сретенку еще летом, на Поварской из васильевского репертуара сейчас остались только два спектакля Дмитрия Крымова.
В архиве есть и личные материалы Васильева. Например, нерасшифрованные аудио- и видеозаписи, лекции, статьи, есть и материалы, созданные при участии Васильева, но и при затратах театра. Алексей Малобродский говорит, что уважает закон и понятие интеллектуальной собственности и не намерен распоряжаться архивом без согласования с владельцем. Его задача – физически его сохранить. Но как? Помещение для временного хранения нашли. А дальше что? Группа сотрудников театра написала письмо в Департамент культуры Москвы с просьбой после ремонта вернуть архив на Поварскую. Надежд на такое решение немного. Но если пауза затянется, что-то может и пропасть.
А ведь архив этот можно назвать культурным достоянием России и мирового театра, хотя кто-то, наверное, скажет, что в этих словах слишком много пафоса.