0
1340
Газета Культура Интернет-версия

08.12.2008 00:00:00

Еврореализм

Тэги: канны, кино, фестиваль, класс


канны, кино, фестиваль, класс Как найти язык с этим подрастающим будущим Европы?
Кадр из фильма «Класс»

Фильм «Класс» Лорана Канте показали последним в конкурсной программе минувшего Каннского фестиваля. И фестиваль облегченно вздохнул: «Ну наконец-то объявился лидер».

Два часа мы видим лица. Два часа крупных планов и ручной камеры. Два часа разговоров в замкнутом классными стенами пространстве. Предельно естественное, граничащее с документальностью, действие – словно аккуратно вынутый из жизни и перенесенный в кинопространство кусок реальности. Исполнитель главной роли – автор книги, по которой написан сценарий, бывший учитель Франсуа Бегодо, симпатичный усталый интеллигент. В первом же кадре фильма он задает тон, настроение и смысл всей картине. Вот он сидит в кафе перед чашечкой кофе, потом, словно решив что-то для себя, делает глоток с видом человека, для которого этот глоток – последний в жизни. Дальше – длинный проход по улице, по коридорам, потом школа, класс. Восхождение. Там, за этими стенами (в оригинале название фильма звучит «Entre les murs» – «За стенами»), идет настоящий бой. Только в этом бою не должно быть ни победителей, ни побежденных. Полтора десятка 15-летних подростков всех цветов кожи, всех религиозных конфессий, всех темпераментов. Они неважно говорят по-французски, и Франсуа, преподаватель французского, не просто учит их правильному языку – он сам ищет правильный язык для общения с этим пока еще не очень знакомым миром.

Основная сюжетная линия – конфликт учителя с чернокожим подростком Сулейманом. После очередной выходки Сулейману грозит исключение из школы, а суровый отец грозит в этом случае отправить его обратно в малийскую деревню, на родину. Наивного зрителя, воспитанного на отечественных фильмах о школе и учителях, об их конфликтах, залеченных с помощью профессионального благородства учительской братии, ждет разочарование. Франсуа не проходит проверку на киношное благородство. Чуть побранившись с коллегами, настаивающими на исключении парня из школы, он легко отступает, Сулеймана исключают и начисто о нем забывают. Возможно, он и правда уже в Мали. Но ни учителя, ни соучеников это уже не интересует. Им жить дальше в безжалостном мире, а лишние сантименты оставим для мелодрам.

Иллюзия документальности и включенности в происходящее разыграна до того блистательно, что моментами ловишь себя на неожиданных странностях: то хочется отряхнуть руки от мела, то готов влюбиться в учителя-очаровашку, то учитель уже не очаровашка, а вредный хам, которого хочется отправить ко всем чертям вместе с его методиками и псевдодемократизмом. Камера здесь по-настоящему безжалостна. Она видит и ловит все, что каждому участнику действия хотелось бы скрыть, – выражение агрессивной беспомощности на лице учителя, лишенном в тот момент всякого обаяния; затаенная злоба и презрение в глазах подростка-араба; ленивый пофигизм в негритянских глазах... И никакого умиления, никакого снисхождения к этим новым гражданам Европы. Вы к нам пришли? Ну так будьте любезны жить по нашим правилам. Правда, что-то в душе недобро хихикает: неизвестно еще, кто и по чьим правилам скоро будет жить.

С художественной точки зрения «Класс» – абсолютно парадоксальный фильм. Лоран Канте соединил вещи не просто несоединимые – противоположные. Четко выписанный сценарий и суперпрофессионально отработанные мизансцены и диалоги он поставил на службу документальному повествованию, что само по себе новаторство. К тому же он создал новый тип авторского кино – без автора. Личность режиссера запрятана за двумя десятками персонажей, распределена по репликам, распылена по всему пространству фильма. От этого проблемы, которые поднимаются в фильме, – состыковка разных культур, болезненное вторжение новых реалий в спокойную европейскую заводь, возможность/невозможность найти общий язык с этими новыми реалиями, – самодостаточны и не воспринимаются как очередной повод для создания авторского опуса. Обычно, и особенно в российском кино, происходит наоборот – всякая проблема становится для режиссера поводом обнажить свое режиссерское «я», и это «я» не слишком заботится о том, насколько его нагота ласкает глаз зрителя.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Правительство воспользовалось решением Конституционного суда

Екатерина Трифонова

Презумпция невиновности отступит перед вновь открывшимися обстоятельствами

0
698
Выборное законодательство испытают на регионах

Выборное законодательство испытают на регионах

Иван Родин

Федеральному Центру хотелось бы спрашивать за результат, а не отвечать

0
740
Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ключевые национальные проекты фактически не выполняются

Ольга Соловьева

Космическая и беспилотные госпрограммы поставлены на паузу

0
1040
Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Путин напоминает Финляндии о прошлом поражении

Иван Родин

Россия будет отмечать 9 августа окончание в 1944 году стратегической Ленинградской битвы

0
913

Другие новости